Что делать, если вы увидели ребенка одного на улице: подробная инструкция от психолога
Панина отмечает, что в интернете очень трудно найти информацию о том, как действовать в случае, если вы видите ребенка без родителей. «Вчера я попробовала найти эту информацию на русском языке в интернете. И потерпела неудачу. Я честно скажу, искать я умею, но на это нужно время. Однако если невозможно найти информацию быстро, значит те, кому она нужна срочно, точно так же не могут ее найти, как и я. Поэтому я могу поделиться сейчас только своим пониманием, что можно сделать, если вас что-то насторожило в ребенке, который гуляет сам по себе», — пишет психолог.
И вот что она предлагает.
1. Если вас что-то беспокоит, доверяйте своей интуиции. Лучше ошибиться и выглядеть глупо, лучше лишний раз побеспокоить полицию или охрану, чем рисковать судьбой ребенка.
2. Если ребенок маленький, подойдите к нему на расстояние 1 метр, присядьте, улыбнитесь, привлеките его внимание — скажите дружелюбно: «Привет!». Можете представиться.
3. Не трогайте чужого ребенка руками, если он не находится в это время в опасном месте или на проезжей части. Не пугайте его громким голосом или слишком серьезным и озабоченным лицом. В конце концов еще ничего не случилось. Может быть, его папа — это вот этот мужчина, что зазевался, показывая и рассказывая что-то интересное ребенку, который от него отстал.
4. Скажите ребенку, как вас зовут. Спросите, как зовут его. Так вы узнаете, может ли ребенок говорить. Если может, то спросите, с кем он пришел — с мамой или папой. Никуда не уходите с ребенком. Оставайтесь на том же месте, где вы нашли малыша. Обычно родители спохватываются через минуту-две. Не больше пяти минут нужно родителям, чтобы вернуться за случайно потерянным ребенком. Развлекайте ребенка разговорами и предложите подождать маму или папу, бабушку на месте, уверяя, что она скоро придет. Если ребенок куда-то идет, следуйте за ним, не выпуская его из виду, но наберите полицию.
5. Если ребенок нашелся в торговом центре, можно обратиться к любому кассиру, охране, продавцу. О ребенке объявят по громкоговорителю. Но все же старайтесь не уводить первые 10 минут ребенка из того места, где вы его нашли. Обратитесь к другим покупателям, чтобы они сообщили о найденном малыше охране, на кассе или в сервисном центре магазина. Оставайтесь с ребенком, пока не подойдут родители, охрана или администрация торгового центра.
6. Если ребенок найден на улице — оставайтесь с ребенком на месте до приезда полиции. Обычно на потерянных детей полиция приезжает быстро. Они должны в вашем присутствии оформить протокол, взять ваши данные. Это займет некоторое время, это может сильно нарушить ваши планы на этот день, но жизнь ребенка этого стоит. Мы не каждый день спасаем чужие жизни. Не стоит передавать ребенка другим взрослым до приезда полиции. Убедитесь, что все хорошо, ребенок в безопасности — вам самим будет спокойнее и лучше на душе. (Позовите в помощники еще одного взрослого, заручитесь поддержкой неравнодушных людей.)
7. Если пришли люди, которые называют себя родителями ребенка, будьте вежливы, но не спешите сразу уходить. Обычно по ребенку видно, что он рад встрече с родными. Но на всякий случай спросите: ты знаешь этих людей? Кто это? Дайте возможность ребенку назвать их.
8. Родители могут вести себя очень по-разному. Обычно родители находятся в сильнейшем стрессе, потеряв малыша. И при встрече с вами не всегда ведут себя адекватно. Будьте готовы к тому, что вас могут обвинить в похищении ребенка (вот почему вам не стоит трогать руками или уводить с места чужого ребенка до приезда полиции). При вас родители могут налететь на своего ребенка и начать ругать его — отвлеките родителей. Постарайтесь не проявлять злости к ним (хотя хочется, конечно, но это крайне редко помогает ребенку). Скажите им, что их ребенок — настоящий герой, похвалите ребенка, расскажите, как он мужественно ждал маму и папу, переключите внимание родителей на себя. Если вы сомневаетесь в адекватности родителей и их возможности осуществлять присмотр за ребенком, проследуйте за ними, одновременно набирая полицию. Сообщите полиции приметы родителей и направление их движения, назовите подозрительные факторы их поведения. Самая приятная реакция — благодарность. И в этом случае еще раз проверьте, точно ли ребенок знает этих людей.
9. Если в пункте 8 вы сомневаетесь, ребенок слишком мал или вырывается от родителей или лиц, которые себя выдают за опекунов, звоните в полицию. Не берите на себя ни роль судьи, ни роль детектива, ни роль спасателя. Вы свидетель. Это неприятная роль. Но очень важная. Если ребенок находится в опасной для жизни и здоровья ситуации или обстановке, позвоните в скорую, полицию и переместитесь с ребенком в безопасное место недалеко от места, где вы его нашли. Если ребенок найден далеко от населенного пункта (лес, пустырь) — в ближайший населенный пункт.
10. Если ребенок достаточно взрослый, разговаривает вменяемо, говорит, что родители знают, где он и отпустили его погулять, в этом случае постарайтесь найти способ связаться с родителями ребенка по телефону. Узнайте у ребенка телефон родителей, наберите их со своего телефона, представьтесь, назовите место, где вы встретили ребенка, скажите, что волнуетесь, что ребенок один и поинтересуйтесь, знают ли родители, где он находится. В этом случае речь идет о ребенке как минимум школьного возраста (см. п. 1 — если вас что-то беспокоит в его поведении или окружении).
Дошкольник, разгуливающий по улицам без сопровождения взрослых, — это повод сопроводить его до места назначения (если ребенок утверждает, что самостоятельно идет домой или в магазин) и там найти взрослых, которые его знают или за него отвечают. Дошкольник без присмотра — это плохая история. Часто это дисфункциональная семья или семья, требующая социальной помощи. Если вам кажется, что ребенок в опасности, — звоните в полицию.
Чего нельзя делать
1. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка, критиковать ребенка, слишком громко и взволнованно говорить, требовать от ребенка немедленных ответов, создавать панику.
2. Нельзя хватать ребенка руками и уводить с того места, где он найден, пока не пришли родители и (или) полиция.
3. Нельзя размещать фотографии ребенка в соцсетях до тех пор, пока на это не дала официальное разрешение полиция. Полиция сначала дает информацию по своим отделениям. Обычно только после этого, если не было обращения родителей, первыми запускают информацию волонтеры, которые сотрудничают с полицией и занимаются поиском родителей. После этого можно подключиться, помогая волонтерам.
4. Нельзя вступать в конфликты с родителями или опекунами ребенка, когда его нашли при ребенке.
5. Нельзя без звонка в полицию отпускать ребенка с людьми, которые, на ваш взгляд, не способны о нем позаботиться (находятся в состоянии острого алкогольного опьянения или по другой причине плохо ориентируются в реальности). Звоните в полицию и спрашивайте, что делать.
Важные дополнения от специалистов
от эксперта по безопасности детей Olena Lizvinskaya:
Я рекомендую заручиться поддержкой еще кого-то из взрослых, чтобы был еще один свидетель до момента приезда полиции. Это снимет массу вопросов с человека, который причиняет пользу ребенку, и поможет избежать осложнений.
Я бы добавила, нельзя обижаться на недоверие ребенка. Отлично, если он вам не доверяет, значит, его научили не разговаривать с незнакомыми. А то у меня в ленте был случай, когда френд оскорбился из-за того, что двое детей отказались ехать с ним в лифте. А я подумала, наконец-то кто-то правильно воспитал детей.
Когда мы внимательны к чужим детям, оставшимся без присмотра взрослых, и помогаем им при необходимости, это позволяет и нам надеяться, что случись что, нашему ребенку помогут. Так работает общество, в котором дети могут рассчитывать на помощь взрослых, даже если еще не способны ее попросить.
Оригинал поста и комментарии к нему доступны по этой ссылке. Пусть никогда не пригодится, но знать это нужно!
Что следует за нахождение несовершеннолетнего после 23:00 на улице?
Ребёнок 16-ти лет шёл по улице после 23:00, его забрали в отдел полиции. Ранее никаких правонарушений не было, в отделении полиции сказали, что министерство по делам несовершеннолетних будет решать выписать ли штраф законным представителям или поставить ребёнка на учёт. Подскажите, пожалуйста, действительно ли могут поставить ребёнка на учёт, учитывая тот факт, что он шёл абсолютно трезвый и никоим образом не нарушал закон, кроме нахождения на улице в поздний час (в 12 ночи)?
Приветствую. По существу заданного Вами вопроса могу пояснить следующее:
В г. Москве за нахождение несовершеннолетних после 23-00 без сопровождения его законных представителей в определенных случаях предусмотрена административная ответственность (ст. 3.12 КоАП г. Москвы).
Вывод: в Ваших действиях не содержатся признаки составов административного правонарушения, предусмотренных ст. 3.12 КоАП г. Москвы.
Исходя из содержания п.2.1. Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15.10.2013 N 845, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации проводят индивидуальную профилактическую работу: в отношении несовершеннолетних:
- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без
назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе ; - совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии,
или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с
потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; - совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной
ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом
развитии, не связанного с психическим расстройством; - обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении
которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от
наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; - получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной
службы исполнения наказаний, вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима,
совершали противоправные деяния; - освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы,
вернувшихся из СУВУЗТ, если после освобождения (выпуска) находятся в
социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и
(или) реабилитации; - осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и
освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер
воспитательного воздействия; - осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным
работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации проводят индивидуальную профилактическую работу также в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации проводят индивидуальную профилактическую работу в пределах своей компетенции в отношении вышеуказанных несовершеннолетних, их родителей
при необходимости профилактики совершения ими правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации или его заместителя.
Вывод: оснований для постановки на профилактический учет Вашего ребенка не усматривается.
Что делать, если ваш ребёнок оказался ночью на улице, и его забрали полицейские
3. Как должен вести себя полицейский, увидев несовершеннолетнего во время комендантского часа без сопровождения взрослых?
«Комендантский час» – время, когда детям нельзя появляться на улице без сопровождения взрослых – начинается с 22:00 и заканчивается в 6:00. В указанный период несовершеннолетним, по закону, запрещается выходить из дома без взрослых. Однако нередки случаи, когда во время рейдов полицейские обнаруживают детей и подростков, ночи напролёт проводящих в компьютерных клубах.
На факт нарушения комендантского часа полицейский обязан отреагировать. При этом совершенно неважно, в каком он звании, находится ли при исполнении или идёт после работы домой. Сотрудник должен доставить несовершеннолетнего в отделение полиции, где проводятся следующие действия:
- устанавливаются личность несовершеннолетнего и данные, характеризующие его;
- устанавливаются сведения о его родителях или законных представителях, условия воспитания подростка, причины и условия совершения правонарушения;
- уведомляются родители о доставлении несовершеннолетнего в УВД;
- проводится проверка, состоят ли несовершеннолетний и его родители на учёте в УВД либо (при необходимости) на учёте в психоневрологических либо психиатрических учреждениях;
- в случаях когда имеются достаточные основания полагать, что несовершеннолетний находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения, несовершеннолетний направляется на медицинское освидетельствование;
- при невозможности передать несовершеннолетнего его родителям или законным представителям выносится законное постановление о помещении несовершеннолетнего в Центр адаптации несовершеннолетних;
- в отношении подкинутых или заблудившихся детей составляется соответствующий акт.
Родителей или опекунов уведомляют о том, что их ребёнок в полиции, только после установления личности несовершеннолетнего.
Что делать, если полицейский нарушил права вашего ребенка?
Ребёнок или подросток, которого задержали и доставили в отделение полиции, имеет право позвонить своим родителям и рассказать о происшедшем. При этом опрашивать несовершеннолетнего могут только в присутствии его законных опекунов. В случае если ребёнок или его родители считают, что полицейские вели себя некорректно, нарушали права, превышали свои должностные полномочия, в МВД рекомендуют обратиться к руководству отделения с жалобой на неправомерные действия сотрудников.
Что грозит несовершеннолетнему за употребление наркотиков?
Действующим законодательством РФ предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств:
- Если речь идет о подростке младше 16 лет, такие действия влекут за собой наложение административного штрафа на родителей в размере от 1,5 до 2 тыс. руб. ( ст. 20.22. КоАП РФ );
- Если же ребенку уже исполнилось 16 лет, употребление наркотиков влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб.) или административный арест сроком до 15 суток ( ст. 6.9. КоАП РФ ).
Сразу стоит отметить, что сотрудники полиции имеют право остановить любого человека, если он попадает под ориентировку или же его поведение или внешний вид вызывает подозрение. Однако в случае с подростками существует множество нюансов:
- Если несовершеннолетнего остановили сотрудники полиции, они должны представиться, предъявить служебные удостоверения и объяснить ребенку, какие к нему имеется претензии;
- Полицейский обязан дать ребенку возможность связаться с родителями;
- Если ребенок забыл телефон или не может связаться с родителями, он должен сообщить об этом сотрудникам полиции. Задача полицейских — найти родителей и проинформировать о возникшей ситуации;
- Если подростку исполнилось 16 лет, в его отношении может быть составлен протокол задержания ;
- Если у ребенка были найдены наркотики или он оказывает сопротивление (дерется, пытается убежать и т.д.), стражи порядка вправе забрать его в отделение;
- Ребенка могут задержать и доставить в участок, но держать несовершеннолетнего больше 3 часов нельзя;
- В отделении полиции несовершеннолетний должен находиться отдельно от взрослых задержанных;
- До приезда родителей подросток не должен давать никаких объяснений и что-либо подписывать.
Уголовная ответственность несовершеннолетних за хранение/распространение наркотиков
Грозит ли уголовная ответственность подростку, которого задержали с наркотиками? Ч.1 ст. 20 УК РФ указывает, что уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления возраста 16 лет. То есть, если вашему ребенку 13-14-15 лет и он попался на незаконном приобретении, хранении или перевозке наркотических средств (ст. 228 УК РФ), то под уголовное преследование он не попадает.
Однако из этого правила есть исключения. В ч.2 ст. 20 УК РФ сказано следующее: лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет, подлежат уголовной ответственности за хищение либо вымогательство наркотических средств (ст. 229 УК РФ).
В законе предусматривается несколько обстоятельств, при которых ответственность за это нарушение с родителей или опекунов снимается. В их числе случаи, когда ребёнок был вынужден покинуть жильё во время комендантского часа без взрослых в результате физического или психологического принуждения. К исключающим также относятся обстоятельства крайней необходимости (для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства).
7. Кто может забрать ребёнка из полиции?
Забрать ребёнка имеют право только его законные представители – мать, отец или опекун. Правда, сделать они это могут не раньше, чем полицейские установят личность как самого́ задержанного несовершеннолетнего, так и его родителей. Есть немало примеров, когда сотрудники правоохранительных органов забирали детей, гуляющих возле дома, прямо на глазах у их родственников. Выбежав на улицу, родные и ругались, и просто просили не забирать их чад, но полицейские оставались непреклонными, опираясь на букву закона.
Инструкция для ребенка: что делать, если ты потерялся
Когда ребенок потерялся — вот так, вдруг, а только что был рядом, кровь стынет в жилах. Да, он нашелся — сразу же или позднее, или, не дай Бог, не нашелся, но ведь это могло не произойти! Достаточно подготовить малыша к разного рода ситуациям. Например, что делать, если он потерялся. Как вести себя? Что предпринять? Предлагаем несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку не теряться!
Нужно запомнить одно, что правильно подготовленные родители и дети могут максимально ускорить свои поиски и сохранить свои нервы. Если ребенок потерялся, например, в магазине, вот что ему надо сделать.
- Позвать родителей или громко крикнуть их имена. Вроде бы просто, но, как показывает статистика, большинство детей этого не делают, а просто молча, стоят в ступоре.
- Полдела на пути к успеху сделано, если ваш ребенок во время остановится там, где потерялся. Взрослый всегда ищет ребенка, а не наоборот.
- Нужно внимательно слушать объявления и реагировать на них. Стоять нужно не больше пяти минут, если объявили по громкой связи что его ищут, нужно попросить чтобы кто-то со взрослых провел ребенка туда, если он не знает как дойти.
- Самое главное – обучить малыша тому, чтобы он ни в коем случае не шел с посторонними людьми на поиски родителей.
- Если ваш ребенок уже внятно разговаривает, то он обязательно должен знать ваш мобильный и домашний номер, а в идеале ФИО и адрес где проживает. Также он может попросить позвонить вам. Если же у вас совсем маленькое дитя, то напишите на листочке эти данные и положите в курточку, а если получиться, то даже вшейте.
Итак, самое главное: ребёнок должен помнить наизусть, как его зовут, мамин (а желательно ещё папин или чей-нибудь) телефон и свой адрес. Время от времени проверяйте его – устраивайте «понарошечный» экзамен или пусть он звонит вам с городского телефона по вашей просьбе – ему наверняка понравится такое развлечение. Ещё один номер, который ребёнок должен знать, — это 112.
А теперь — в деталях обо всем этом.
Что делать в городе
Обсудите с ребёнком разные ситуации и научите его в каждой из них правильному алгоритму действий, причём переберите все возможные ситуации: что ты будешь делать, если потеряешься на улице, в магазине, уедешь один на автобусе, если я одна уеду на автобусе, если ты уедешь в метро, если я уеду в метро, что ты будешь делать в лесу?
В каждом из этих случаев есть общие правила и есть те, которые относятся непосредственно именно к этой ситуации. Общих правила два: первое – оставаться на месте, когда ты понял, что потерялся (в магазине, библиотеке, на улице), не ходить и не искать самому родителей. Второе правило – знать, к кому можно обращаться за помощью, если ты потерялся.
Ответ: только к трём людям:
- к ближайшему работнику этого места, человеку в форменной одежде – продавцу в магазине, охраннику, дежурному по станции, продавцу ближайшего ларька, если это произошло на улице,
- к ближайшему полицейскому
- к ближайшему человеку с ребёнком, желательно женщине.
Ещё одно общее правило – грамотный алгоритм действий: в любой ситуации, поняв, что ты потерялся, надо сначала остановиться, потом оглядеться по сторонам – вдруг мама рядом, а потом громко её позвать. Некоторые дети стесняются кричать в общественном месте, потому что сначала мы их учим не шуметь, а потом ждём, что они позовут – это же совсем другое дело! Объясните ему, что это тот самый случай, когда можно и нужно. Порепетируйте в лесу, покричите вместе.
В транспорте немного другие правила: если ребёнок уехал на автобусе или в метро, а вы остались на остановке, он должен точно знать, что ему надо выйти на следующей станции и, оставаясь на перроне или на остановке, ждать – вы приедете к нему первым же транспортом. Если получилось наоборот и уехали вы, то тут включается первое и главное правило потерявшегося: оставаться на месте. Договаривайтесь с ним обязательно каждый раз, как только садитесь в транспорт.
Как просить о помощи незнакомого взрослого? Если это полицейский, то, конечно, он сам расспросит, позвонит по номеру мамы, папы или кого-то из родных, ему можно доверять, это его работа – помогать детям в таких ситуациях. Но если это кто-то другой, надо соблюдать осторожность. Если номер мамы этот человек набирал со слов ребёнка (не каждый взрослый даст сходу чужому ребёнку телефон в руки), то, когда он даст трубку, надо сказать: «Мама, пароль». И ваша с ребёнком задача – придумать такой пароль, чтобы по нему ребёнок мог точно понять, что это вы. Это будет нелишним, если вдруг (не дай бог, конечно) вам как-нибудь позвонят, когда ребёнка нет рядом, и детским голосом скажут в трубку: «Мама, это я! У меня беда (вариантов много), срочно перечисли денег туда-то», и тогда вы уже скажете: «Сын (дочь), пароль».
Очень важно научить ребёнка тому, что если он обратился к чужому взрослому, он всё равно должен оставаться на месте, что бы тот взрослый ни предлагал. Совершенно не обязательно, что человек, к которому ребёнок обратился за помощью, предложит ему пойти куда-то из каких-то преступных соображений – вполне может быть, что он искренне готов бегать с вашим ребёнком по торговому центру и искать вас. Однако ваш ребёнок на любые предложения должен отвечать: «Нет, я буду стоять здесь и ждать маму». Если он до вас дозвонился, он должен уметь описать место, где он находится, — название магазина, остановка, станция, что есть рядом, и оставаться на этом месте, что бы ему ни предлагали.
Что делать в лесу
Самое важное в случае с лесом – ребёнок должен быть правильно туда собран. Если у него уже есть свой мобильный телефон, это почти гарантия того, что вы с ним быстро найдёте друг друга, однако предупредите его, что если вдруг он потеряется, это вовсе не значит, что надо садиться и играть на телефоне: телефон – шанс на то, что его быстро найдут, поэтому заряд надо беречь. Телефоны, с которыми идут в лес, должны быть полностью заряжены, нелишней будет запасная заряженная батарея и провод от неё.
Второе – ребёнок непременно должен быть одет в яркую одежду. Это же касается и взрослых: если вы идёте гулять, собирать грибы, кататься на велосипеде и так далее, пожалуйста, не надевайте бесцветную одежду или камуфляж! Это сильно усложняет поиск в лесу, особенно лежащего человека. В карман стоит положить что-то светлое, например, носовой платок. Его можно повесить на ветку, если в лесу придется заночевать. Платочек можно заменить носком или трусиками — главное, чтобы ткань была не темной. Такой ориентир поможет взрослым быстрее заметить местонахождение малыша.
Третье – у ребёнка должен быть с собой громкий и звонкий свисток. (Этот пункт ему наверняка особенно понравится.) Объясните ему, что свисток нужен на случай, если он потеряется. Свист разносится намного дальше, чем человеческий крик. Если долго кричать, то голос сядет, и когда ребёнок услышит, что его зовут, он не сможет отозваться, а свисток всегда будет звучать громко и слышно.
Четвёртое и очень важное – у ребёнка должна быть с собой бутылочка воды, причём не следует её сразу же, войдя в лес, выпивать. Беда в том, что 14 из 15 погибших в природной среде детей находят утонувшими. Чтобы предотвратить необходимость приближаться к воде, дайте ему воду.
Пятое – пусть у малыша в кармане лежит шоколадный батончик, тоже «на всякий случай». Это необъёмный и хорошо поддерживающий силы перекус, его можно будет съесть на выходе из леса.
И снова вспоминаем алгоритм действий. Объясните ребёнку, что первое его действие в лесу, если он потерялся, то же, что и в городе: оставаться на том месте, где он понял, что потерялся. Следующий шаг – кричать или свистеть в свисток (если нет свистка, можно стучать палкой по дереву) и прислушиваться, не отзываются ли.
Очень важно объяснить ребёнку, чтобы он никогда, ни за чем, ни по какой причине не подходил близко к воде – даже если жарко, даже если хочется пить, даже если он хорошо плавает, даже если кажется, что за рекой – дорога, даже если потерялись двое детей и один из них начал тонуть, как это ни ужасно (к сожалению, не так редки парные пропажи детей, когда один начал тонуть, второй попытался спасти и тоже ушёл под воду). Если рядом нет взрослого, подходить к водоёму нельзя, и точка.
И ещё правило – в лесу нельзя спать. Детский сон очень крепок, и если ребёнок заснёт, дозваться до него будет почти невозможно. Объясните, что как только вы поймёте, что он потерялся, то вы, ваши друзья, близкие, соседи и куча незнакомых людей начнут его искать и звать, и ему надо будет прислушиваться, чтобы отозваться, когда он услышит, как его зовут. Поэтому, если его застала ночь в лесу, надо выбрать сухое место и там петь, рассказывать стихи, повторять таблицу умножения, прогуливаться вокруг, считая шаги, — что угодно, но только не спать.
Чтобы не запугивать излишне ребёнка, объясните ему, что «таинственные» ночные звуки в лесу – это обычно птицы (особенно часто совы), мелкие животные; что звери не станут нападать просто так, но если страшно, надо шуметь, топать, хлопать в ладоши, стучать палкой по дереву, чтобы прогнать лесных жителей. Самые опасные звери в нынешнем лесу – это лисы и ежи. Они разносят бешенство. Поэтому трогать никаких зверей нельзя. Даже маленьких и безобидных. Даже – и особенно! – звериных детёнышей.
Ну и, конечно же, ребёнок должен знать, что никакие грибы и ягоды в лесу есть нельзя – его найдут раньше, чем он успеет серьёзно проголодаться.
И ещё кое-что очень важное: объясните ему, что потеряться может любой человек, в том числе и взрослый, и если это случится, никто потом ругать его не будет: дети, которых ищут в лесу, иногда не отзываются на крик, потому что боятся наказания. И объясните, что в лесу правило «обращаться к человеку в форме, работнику или женщине с ребёнком» не действует – в лесу тебе поможет любой встреченный взрослый – а возможно, он именно тебя и ищет.
Обязательно в игровой форме повторяйте с ребенком ситуации, когда он потерялся в том или ином месте, чтобы убедиться, что он помнит алгоритм действий. Это можно делать на куклах, на игрушках, можно повторять прямо на улице: «А что ты будешь делать, если я сейчас зайду в автобус, а ты не успеешь?», «А если мы сейчас случайно разойдёмся в парке в разные стороны, что ты будешь делать?». Пусть он устроит экзамен другому ребёнку, бабушке, дедушке. И помните, что он забывает правила и алгоритмы, поэтому их надо снова и снова освежать в памяти.