Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно

История средневековой деревни и ее обитателей

Средневековая деревня и ее обитатели

История

В Средние века большую роль в развитии европейского сообщества играла патриархальная деревня. Именно средневековая деревня и ее обитатели поставляли на стол королям, духовенству, феодалам и горожанам мясо, фрукты, рыбу и овощи. В период с IX по XII века в сельской местности проживала основная часть населения Европы.

Как выглядела деревня в средневековье

К началу X века в Европе сформировались феодальные вотчины и отдельные поместья, на землях которых трудились крепостные крестьяне. В это время все территории были поделены между господами: поля и луга, озера и реки, холмы и овраги.

Типичная средневековая деревня представляла собой 12−15 дворов. Поселение считалось крепким и богатым, если количество дворов превышало 40. При этом людские селения в горных районах, насчитывающие 15−20 человек, назывались хуторами, то есть не считались деревней как таковой.

Типичная средневековая деревня

План средневековой деревни — это дорога, по обе стороны которой располагаются деревянные дома. Такая схема расположения была крайне удобной: все видели друг друга и в случае необходимости могли прийти на помощь.

Жилье европейцы обычно возводили из крепких пород древесины и для тепла обмазывали щели глиной. Такой дом легко нарисовать и построить. Крыша изготавливалась из соломы, хотя особенно состоятельные жители могли использовать черепицу из закаленной глины с песком.

Центром поселения всегда являлась усадьба феодала. Обычно название селения как-то связывалось с фамилией владельца. Изначально усадьба строилась как большой и просторный дом, позже знать стала селиться в каменных замках.

В стенах усадьбы размещались амбары и конюшни, псарни и птичники. Господа любили развлекаться соколиной охотой или погонями за косулями на лошадях. Конспект 6 класса обычно указывает предпочтения феодалов к активному досугу и вечерним балам.

Уже за стенами вотчины располагались крестьянские наделы. У каждой семьи был свой участок почвы и свои территории для выпаса скота или гусей. При этом закрепощенные люди платили феодалу оброк в виде части своего урожая и скота.

Любопытным фактом считается, что в средневековой Европе любой дом относился к категории движимого имущества, так как при вынужденном переселении семья могла быстро разобрать жилище и перевезти его на новое место. А переезжать с места на место деревням приходилось часто — из-за постоянных военных стычек между феодалами.

Более крупные зажиточные поселения, которые могли отстоять свои территории, строили церковь. Обычно проект такого строительства подразумевал использование площади в центре села. Возле церквей рыли колодцы, так как считалось, что вода у святого места дарует здоровье и долголетие.

Именно колодцы служили местом встречи крестьян для разных целей:

  • обсуждение новостей;
  • воздаяние молитв на церковной территории;
  • смотрины будущей жены.

А сразу за окраиной деревни располагались возделанные поля и разнотравье для выпаса скота. Почти в каждом дворе выращивали коров, свиней, овец и коз. Дети смотрели за птицей: голубями и гусями.

Хозяйство крестьян

Средневековая деревня и ее обитатели (6 класс изучает это в разделе «История») ежедневно боролись за жизнь. Каждый крестьянин от мала до велика должен был каждый день не только вести хозяйство, но и контролировать его. Поэтому творческие занятия развивались слабо: люди вынуждены были работать, чтобы не погибнуть от голода.

Все деревни принадлежали какому-нибудь зажиточному феодалу, и только от него зависело, получит ли двор разрешение на рыбную ловлю, выпас скота или возделывание своего куска земли.

Домашнее хозяйство средневековых бедняков

Домашнее хозяйство средневековых бедняков было простым. Это деревянный дом с узкими и незастекленными окнами (в качестве защиты от кровососов использовались мочевые пузыри крупного рогатого скота, натянутые на раму). Внутри стоял большой стол, вдоль стен размещались лавки и сундуки с одеждой. На них же и спали, если не хватало денег приобрести досок для кровати. На этом описание домашнего уюта заканчивается: в бедняцких домах ничего больше не было.

Питание крестьян было довольно скудным. В котелке камина готовили каши и тушили овощи. Изредка удавалось добыть себе мяса или рыбы. В селениях готовили пиво из ячменя и фруктовые вина.

Если семья решалась переехать в город и продать свою землю и дом, то требовалось разрешение феодала и всех жителей деревни. Любая местность, будь то луг, лес или болото, стоила денег, поэтому продать свое имущество было делом очень трудным. Чаще всего, чтобы было легче жить, люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял свою роль:

Крестьяне следил за посевами

  • был рыбаком или охотником;
  • воспитывал всех детей, пока родители занимались другими делами;
  • следил за посевами;
  • шил одежду и обувь;
  • ковал орудия и изготавливал предметы обихода.

Большой плюс коллективного деревенского хозяйства состоял в том, что община могла сообща строить важные объекты инфраструктуры — например, церкви, мельницы, больницы. Если в групповом хозяйстве предстояли сделки с землей или, например, раздел имущества, то крестьяне самостоятельно регулировали эти вопросы. В том случае, если поселение принадлежало феодалу, на собраниях слово обязательно давали его представителю.

Население средневекового села

Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.

Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:

  1. Ремесленники.
  2. Скотоводы.
  3. Пахари.

Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка. Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.

В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.

Сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда

Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.

Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.

Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.

Быт крестьян

жизнь и быт крестьян

Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.

Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.

В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.

В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Внутреннее убранство дома

Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.

С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.

Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.

Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.

Двор

Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.

Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.

Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.

Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.

Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.

В лесу собирали грибы и ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму. Собирали мед диких пчел.

Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.

Крестьянский дом, Кировская область, быт крестьян

Крестьянский дом, Кировская область

Пища

Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.

Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.

Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.

Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.

Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.

Работа крестьян

Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.

Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.

Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.

После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.

Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.

Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.

Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.

Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.

В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.

Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.

Одежда

Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло. Материал для одежды женщины ткали сами.

Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека. Поверх рубахи надевали пояс.

Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)

Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.

Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили повязку в виде широкой ленты.

На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную подошву к ноге ремнем.

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)

Новый год сначала отмечали в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями, массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Крестьяне, что делали. Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

Крестьяне, что делали. Еда средневековых крестьян

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Что делали крестьяне. Правовая жизнь крестьян

Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись:

  • Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое за основу взяло ту жизнь селян, когда они жили сельской свободной общиной. Владение на земли было общим на едином праве.
  • Оставшаяся масса крестьян подчинялась крепостному праву, которое было продумано феодалами.

Если говорить про валашскую общину, то тут были все черты крепостного права Молдавии. У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году. Когда феодалы завладели крепостными, они ввели такую нагрузку на дни работы, что реально было ее выполнить только за длительный срок. Конечно же, крестьяне должны были выполнять повинности, которые шли на процветание церкви и самого государства. Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы:

  • Государственные крестьяне, которые зависели от господаря;
  • Частновладельческие крестьяне, которые зависели от определенного феодала.

У первой группы крестьян было намного больше прав. Вторая группа считалась свободной, со своим личным правом перехода к другому феодалу, но такие крестьяне платили десятину, отбывали барщину и судились у феодала. Такая ситуация была близка к полному закрепощению всех крестьян.

В следующих веках появлялись различные группы крестьян, которые были зависимы от феодального лада и его жестокости. То, как жили крепостные крестьяне, просто приводило в ужас, ведь не было у них никак прав и свобод.

Что делали крепостные крестьяне. Как жили крепостные

О существовании на Руси крепостного права известно каждому еще со школьной скамьи, но истинная картина жизни крепостных обсуждается не так часто, хотя эта часть истории и культуры народа весьма интересна.

Что делали крепостные крестьяне. Как жили крепостные

Жизнь и быт крепостных крестьян различались по мере того, как укреплялось в стране крепостное право. В период его становления (XI-XV вв.) зависимость крестьян от помещиков выражалась в уплате дани, выполнении работ по требованию помещика, но оставляла достаточно возможностей для вполне приемлемой жизни крестьянина и его семьи. Начиная с XVI века, положение крепостных становилось все более тяжелым.

К XVIII веку они уже мало чем отличались от рабов. Работа на помещика занимала шесть дней в неделю, лишь ночью и в один оставшийся день крестьянин мог обработать свой участок земли, чем и кормил свою семью. Поэтому за столом крепостных ожидал весьма скудный набор продуктов, бывали и голодные времена.

По большим праздникам устраивались народные гуляния. Этим ограничивались развлечения и отдых крепостных. Дети крестьян в большинстве случаев образования получить не могли, и в будущем их ожидала судьба родителей. Одаренных детей забирали на обучение, они в дальнейшем составляли крепостные театры, становились музыкантами, художниками, но отношение к крепостным было одинаковым, какую бы работу для хозяина они не выполняли. Они обязаны были выполнять любое требование хозяина. Их имущество, и даже дети были в полном распоряжении помещиков.

Читайте также  Отказ от исполнения договора дарения

Все свободы, которые на первых порах оставались у крепостных, были утрачены. Причем инициатива их отмены исходила от государства. В конце XVI века крепостных лишили возможности перехода к другому помещику, которая предоставлялась раз в год на Юрьев день. В XVIII веке помещикам разрешили за проступки ссылать крестьян на каторгу без суда, установили запрет на подачу жалоб крестьянами на своего хозяина.

С этого времени положение крепостных приблизилось к положению скота. Их наказывали за любую провинность. Помещик мог продать, разлучить с семьей, избить, да и убить своего крепостного. В некоторых господских усадьбах творились ужасы, с трудом поддающиеся осмыслению современного человека. Так, в усадьбе Дарьи Салтыковой хозяйка истязала и убивала самыми изощренными способами сотни крепостных. Это был один из немногих случаев, когда под угрозой восстания власть вынуждена была привлечь помещицу к ответственности. Но такие показательные судебные процессы не изменили общего хода ситуации. Жизнь крепостного крестьянина оставалась бесправным существованием, наполненным изнурительным трудом и постоянным страхом за свою жизнь и жизнь своей семьи.

Крестьяне, что делали в древнем египте. Крестьяне

Крестьяне, что делали. Еда средневековых крестьян 02

Крестьяне. Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Плодородные почвы долины Нила давали хороший урожай. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников. В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства. Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, да еще строить каналы и дамбы для орошения земель.

Слайд 10 из презентации «Древнее царство Египет» . Размер архива с презентацией 10919 КБ.

Древний Египет

«Армия Древнего Египта» — Больницы. Воины-пехотинцы. Хеттский царь. Отряды воинов. Фараоны собирали дань. Значение иероглифов. Пути приобретения состояния рабства. Сирия. Армия фараона. Розеттский камень. Победы. Могущество Древнего Египта. Ряды колесниц. Средиземное море. Отряды копейщиков. Периоды разрушения государства. Фараон Рамсес II. Древние египтяне. Фараоны. Листы папируса. Слава, запечатленная в иероглифах. Египтяне обрели иероглифы.

«Развитие цивилизации Египта» — Страна Египет. Как жили простые египтяне. Храмы. Исида и Анубис. “Один бог на небе-один фараон на земле”(Эхнатон). Медицинские инструменты. Объединение Египта. Разливы Нила. Религия в Древнем Египте. Труд земледельцев. Боги и мифы Египта. Иероглиф. Материал для письма. Скульптура. Побеги молодого бамбука. Изобразительное искусство Древнего Египта. Проклятие фараонов. Дорога к храму. Религиозная реформа Эхнатона.

«Древнее царство Египет» — История. Возникновение классов. Крестьяне. Египет достиг наибольшего могущества. Развивался в нижнем и среднем течении Нила. Укрепилась власть монархов. Египетские пирамиды. Рабы и рабовладельцы. Одно из первых государств. Египет распадается на множество номов. Искусство. Египет — одно из первых государств. Древний Египет. Происхождение названия.

«Игра про Древний Египет» — Большая часть граждан Египта. Знаки-рисунки египтян. Кто «охраняет» пирамиды. Правитель Древнего Египта. Древний Египет. Игровое поле. Для чего строились пирамиды. Бог Солнца Амон-Ра. Чиновники Египта, отвечавшие за сбор и запись сведений о хозяйстве. Верховный чиновник –помощник фараона. Земляная преграда для воды. Место в пустыне, где на поверхность выходит вода. Самая большая пирамида –пирамида фараона.

«Карта Древнего Египта» — Служители бога. Функции государства. Вельможа. Роль жрецов. Боги и мифы Египта. Жрец. Выберите правильный ответ. Вельможи. Школа в Древнем Египте. Как жили простые египтяне. Ремесло и торговля. Войны Египта. Сбор налогов. Жители Египта. Фараон. Развитие у египтян научных представлений. Средиземное море. Служба египетского вельможи. Страна Египет.

Средневековая деревня и ее обитатели

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Средневековая деревня и ее обитатели»

В период Средних Веков основной ценностью была земля. Она кормила и одевала средневековых людей.

Работы в поле

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, выгоны для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.

Постепенно возникла феода̀льная во̀тчина (помѐстье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины был госпо̀дский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Господский двор

Вся земля вотчины делилась на две части: госпо̀дскую и крестьянские надѐлы.

За пользование наделами крестьяне несли повѝнности – выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были ба̀рщина и обро̀к.

Ба̀рщинаэто все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Обро̀к заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.

Повинности крестьян

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Также крестьяне платили десятѝнуналог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.

Крестьяне были объединены в общѝну. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община занималась хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

На сельском сходе в рамках общины крестьяне решали свои дела.

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам.

Деревенская пашня делилась на участки (по̀лосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, их земли «нарезались» в разных местах, создавая чересполо̀сицу.

Чересполосица

За пашней располагались уго̀дья: луга, леса, реки и озера.

Между феодалами и крестьянами часто возникали конфликты.

Восстание крестьян

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, поскольку нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.

Земледелие было основным занятием людей в эпоху Средневековья, поэтому большая часть населения Европы (около 90%) проживала в деревнях.

Средневековые деревни были небольшими – они насчитывали по 10–15 дворов. В землях, где был благоприятный климат, в деревнях было до 50 дворов.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.

Материал, из которого строили дома крестьян, был разным и зависел от местности, в которой его возводили.

Крестьянский двор

На севере дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной. На юге больше применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой.

Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями.

Крестьянский дом

Дом состоял из одной комнаты с нишами для кроватей и кухни.

Обстановка дома состояла из большого ларя, грубо сколоченного стола, нескольких лавок или кроватей для сна.

Также в доме находился очаг. Он служил источником тепла, на нём готовили пищу.

Питание средневекового крестьянина всегда было скудным.

Обычной пищей крестьян были хлеб, каши, овощи, различные похлёбки. Реже ели мясо, рыбу и сыр.

Питание крестьян

Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья.

Зерна собирали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Урожай зависел не только от труда крестьян, но и от погоды.

Холода и засухи губили посевы, после чего наступал голод. Он мог длиться годами. Поэтому население Европы почти не росло.

Положительные изменения начались только в XI веке. Они связаны с улучшением климата в Европе.

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья.

Пахал крестьянин лё̀гким плу̀гом. Он не переворачивал пласты земли, а только её бороздил.

Плуг тянули волы. Почву рыхлили бороно̀й. Урожай срезали серпа̀ми, потом молотили цѐпом. Зерно провеивали и затем мололи на мѐльнице – господской или чаще ручной. В итоге получалась мука, из которой пекли хлеб.

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Крестьяне и ремесленники обеспечивали продуктами своего труда не только себя, но и феодала. Вместе они же и потребляли все эти продукты.

Тип хозяйства, где всё необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натура̀льным.

Натуральное хозяйство являлось основой феодального общества.

Но некоторые продукты и изделия не могли быть произведены в вотчине. Поэтому железо, соль, предметы роскоши для феодалов приходилось покупать или выменивать.

Подведём итоги.

Вся жизнь крестьян была наполнена тяжёлым трудом.

Они сами строили жилища и делали мебель, обрабатывали продукты питания, изготавливали одежду.

Именно на крестьянском труде основывалась экономика Средневековой Европы.

Сословие «тех, кто работает», являлось основой благосостояния средневековых государств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector