Договор аренды лесного участка типовой формы: срок

Договор аренды лесного участка типовой формы: срок

Типовой договор аренды лесного участка

Отношения в сфере лесопользования регулируются следующими нормативными источниками:

    (далее — ЛК РФ). В данном случае положения кодекса являются специализированными приоритетными нормами по отношению к другим правовым актам. (далее — ГК РФ). Применяется как общий закон об арендных взаимодействиях. (далее — ЗК РФ). Уточняет моменты, связанные с арендой земельных участков.
  • Приказом Минприроды России «Об утверждении типовых договоров аренды…» от 20.12.2017 № 693. Включает в себя актуальный типовой договор аренды лесного участка 2018 года по всем видам лесопользования.

Таким образом, гражданское и земельное законодательство применяется к имущественным взаимоотношениям с лесными ресурсами только в той части, в которой они не противоречат ЛК РФ.

Права на лесные участки

Согласно ст. 71 ЛК РФ лесные участки могут быть переданы:

  • в постоянное (бессрочное) пользование организациям на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа;
  • юридическим и физическим лицам в аренду на основании договора аренды;
  • компаниям и гражданам в безвозмездное пользование на основании одноименного договора.

Что касается права собственности, то в ЛК РФ упоминается федеральная, государственная и муниципальная собственность на лесные участки. Все леса в границах лесного фонда относятся к федеральной собственности, т. е. принадлежат только РФ. Принадлежность лесных участков на территории других земель определяется общими правилами земельного законодательства. В этой связи отметим, что упоминаемая в ЛК государственная собственность на лес подразумевает принадлежность участка либо РФ, либо субъекту РФ.

В силу ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте, поэтому не могут быть предоставлены в частную собственность (ч. 2 ст. 27 ЗК РФ). При этом земли с таким статусом могут быть объектом других гражданско-правовых сделок, в том числе и арендного соглашения. Далее мы будем разбираться только с вопросами арендных правоотношений.

Предоставление одного и того же объекта нескольким арендаторам

По своим характеристикам лесные участки попадают в группу имущества, которое может быть передано в аренду одновременно для нескольких целей (ч. 2 ст. 25 ЛК РФ). Но может ли при этом лесной участок быть в аренде у нескольких лиц — вопрос спорный, и судебная практика по нему неоднозначна.

Одни суды полагают, что ст. 25 ЛК РФ дает арендодателю право сдавать участок одновременно нескольким арендаторам, но для разных целей (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 по делу № А05-7607/2009, определение Верховного суда РФ от 23.10.2015 по делу № А82-12416/2013).

Другие суды считают, что норма ст. 25 ЛК РФ просто определяет виды использования участков, но не регулирует порядок их предоставления. Поэтому говорить о правомерности передачи лесного участка нескольким арендаторам нельзя (постановление ФАС Центрального округа от 05.04.2010 по делу № А09-9389/2009). Хотя положительная практика по данной позиции не столь многочисленна.

Что по этому поводу говорят официальные органы? В письме Минэкономразвития РФ от 01.02.2011 № Д23-342 сказано о возможности предоставления одного лесного участка нескольким арендаторам одновременно. Однако при этом рекомендуется указывать в тексте сделки на право арендодателя предоставлять объект другим пользователям для других целей и обязывать его же уведомлять об этом предыдущего арендатора.

Процедура заключения сделки

Лесные участки предоставляются в аренду посредством проведения торгов. Последние организуются в форме открытого аукциона или открытого конкурса (ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ). Правила и порядок проведения торгов полностью регламентируются гл. 8 ЛК РФ.

Без торгов заключение договора аренды допускается, если целью аренды является:

  • создание охотхозяйства;
  • проведение геологических исследований и разработка полезных ископаемых;
  • возведение и эксплуатация водных и гидротехнических объектов;
  • эксплуатация линейных сооружений;
  • запуск инвестиционных проектов, связанных с освоением лесов;
  • заготовка древесины в связи с использованием участка для геологических изысканий, сооружения водных и линейных объектов и др.

Кроме того, торги проводить не требуется:

  • при условии наличия на участке капитального строения;
  • в случае заключения нового договора аренды, при условии что лесные участки предоставлены в аренду ранее по результатам торгов на срок от 10 лет.

При отсутствии необходимости проводить торги договор аренды заключается по заявлению заинтересованного лица на основании соответствующего решения уполномоченного органа. Порядок подачи, принятия и рассмотрения такого обращения описан в приказе Минприроды России «Об утверждении порядка подготовки…» от 28.10.2015 № 445.

Типовая форма договора аренды лесного участка

Договор аренды лесного участка подготавливается соответствующим органом в форме единого письменного документа, подписанного сторонами. Следует отметить, что всегда существовала утвержденная правительством универсальная форма данного документа, которой пользовались для всех видов лесопользования. Предпоследняя версия рассматриваемого соглашения была введена постановлением Правительства РФ «О типовом договоре аренды…» от 21.09.2015 № 1003.

Однако уже в конце 2017 года приказом Минприроды России «Об утверждении типовых договоров…» от 20.12.2017 № 693 типовая форма была утверждена отдельно для каждого вида лесопользования, установленного ч. 1 ст. 25 ЛК РФ. При этом все договоры фактически имеют одинаковую структуру и идентичный текст. Разница заключается, как правило, в содержании приложений к соглашениям.

По ст. 92 ЛК РФ государственная регистрация прав на лесные участки, а также их обременений и ограничений осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 51 упомянутого закона государственная регистрация арендных отношений проводится через регистрацию, соответственно, договора аренды.

В связи с этим сделка об аренде лесного участка также подлежит государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ и п. 2 ст. 26 ЗК РФ только аренду до одного года можно не регистрировать.

Стороны арендной сделки

На стороне арендодателя выступает уполномоченный на распоряжение лесными землями орган:

  • федеральное агентство лесного хозяйства;
  • орган субъекта РФ, отвечающий за лесопользование;
  • соответствующий муниципальный орган.

Арендаторами могут быть как организации, так и обычные граждане. Однако если цель использования участка носит предпринимательский характер, то в роли арендатора может выступать только коммерческая компания или индивидуальный предприниматель.

Кроме того, передать в аренду лесной участок могут только лицу, которое не внесено в реестр недобросовестных арендаторов лесных угодий. В данном списке отмечают тех, кто нарушил нормы ЛК РФ и ГК РФ, а также правила лесопользования. С такими субъектами может быть расторгнут и действующий договор.

Предмет и объект договора

Договор аренды лесного участка предполагает передачу объекта только в пользование и обязательно с указанием определенной цели, а именно:

  • заготовка древесины, живицы;
  • заготовка и сбор недревесных ресурсов, лекарственных трав, пищевых лесных ресурсов;
  • ведение охотничьего, сельского хозяйства;
  • осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности;
  • выполнение геологических разработок;
  • переработка древесины;
  • строительство, реконструкция и эксплуатация водных объектов и линий электропередачи;
  • другие цели в соответствии с действующим законодательством.

Указанный перечень не является закрытым. Участок может предоставляться как для одной, так и для нескольких целей, которые обязательно прописываются в соглашении. При этом использование в других целях запрещено.

Объектом аренды является сформированный в соответствии с земельным законодательством лесной участок. Также к передаваемому участку прописаны императивные требования:

  • имущество должно стоять на кадастровом учете;
  • право государственной или муниципальной собственности на объект должно быть зарегистрировано;
  • должны быть определены параметры и виды использования предоставляемого участка в соответствии с лесохозяйственными регламентами.

Четкое указание на цели использования и точное описание лесного участка — это единственные существенные условия рассматриваемой сделки.

Арендная плата

Арендная плата по договору устанавливается в соответствии со ст. 73 ЛК РФ. В частности, пп. 2, 3 указанной нормы содержат различные показатели для определения оплаты, если:

  • пользование участком предполагает изъятие лесных ресурсов;
  • арендатор использует объект без получения лесных ресурсов.

Если договор аренды заключен на срок от 10 лет, то оплата рассчитывается согласно специальной методике, утверждаемой Правительством РФ.

В договоре аренды, заключенном через торги, нельзя изменить цену дополнительным соглашением (постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 по делу № А28-5083/2012).

Стоимость аренды не считается существенным условием договора, так как может быть определена с помощью указанных выше норм ЛК РФ и методических материалов.

Срок аренды

По общему правилу договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет. В зависимости от цели предоставления объекта указанный срок может быть другим:

  • при ведении охотничьего хозяйства аренда не должна превышать период действия охотхозяйственного соглашения;
  • если участок необходим для геологических изысканий, возведения (реконструкции, эксплуатации) линейных объектов, заготовки древесины, то минимальный срок никак не ограничивается, а максимальный не может превышать 49 лет;
  • когда лесной участок арендуется с целью строительства (эксплуатации) водных объектов, гидротехнических сооружений или с целью переработки древесины, период пользования не может быть менее 1 года и более 49 лет.

Таким образом, срок аренды также не является существенным условием и устанавливается по соглашению сторон. Уточнение срока, на который может предоставляться лесной участок, производится согласно требованиям лесохозяйственного регламента.

Отдельные положения

Арендатор лесного участка, который был определен через торги, не имеет права делать переуступку по договору или сдавать участок в субаренду (ч. 6 ст. 71 ЛК РФ). Этот запрет не касается тех лиц, которые оформили аренду по заявлению, на них распространяются нормы земельного законодательства. В частности, пп. 5, 6, 9 ст. 22 ЗК РФ предоставляют возможность переуступки арендных прав или сдачу участка в субаренду. Хотя в типовых договорах нет положений, которые регламентируют данный вопрос.

Отметим, что арендатор лесного участка обязан ежемесячно или ежеквартально представлять в контролирующие органы различные отчеты: об использовании лесов, охране от пожаров и др. (ст. 49, 60, 60.11, 60.16, 66 ЛК РФ).

Изменение или расторжение рассматриваемых соглашений осуществляется в порядке гражданского и земельного законодательства (ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ). Однако своя специфика прописана в ЛК РФ. Например, ч. 2 той же статьи запрещает изменять условия контракта, подписанного по итогам торгов. Исключение составляют:

  • внесение изменений в целевое назначение или разрешенное использование;
  • случаи изменения первоначальных обстоятельств заключения сделки (пожары, стихийные бедствия и др.);
  • изменение параметров использования лесов.

В иных ситуациях какие-то дополнения к договору возможны только через суд и только при наличии существенных отклонений качественных и количественных черт участка от исходных данных.

Итак, когда мы говорим об аренде лесного участка, то имеем в виду предоставление объекта государственной или муниципальной собственности. Возникшие правоотношения оформляются типовыми договорами. Общие положения сделки продиктованы гражданским и земельным законодательством. Специальные нюансы прописаны в ЛК РФ.

ВС пояснил, когда положения договора аренды лесного участка могут не соответствовать Земельному кодексу

Верховный Суд РФ вынес Определение № 306-ЭС19-4748, в котором разобрался, может ли договор аренды лесного участка у муниципалитета содержать положения, противоречащие Земельному кодексу.

На основании протокола от 17 марта 2017 г. заседания комиссии по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, 4 апреля 2017 г. Департамент городского хозяйства администрации Волгограда и ООО «Волжскстрой» заключили договор аренды лесного участка. Договор был заключен сроком на 49 лет с целью использования лесного участка для осуществления рекреационной деятельности без права размещения объектов капитального строительства.

Из п. 23 договора следует, что арендодатель вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае невнесения арендной платы два и более раза подряд по истечении установленного срока платежа, уведомив об этом арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения. Пунктом 24 предусмотрено, что договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора он считается расторгнутым. Пунктом 25 закреплено право уже арендатора в одностороннем порядке расторгнуть договор, известив об этом арендодателя в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при условии отсутствия недоимки по арендной плате. 4 мая 2017 г. договор был зарегистрирован Росреестром по Волгоградской области.

Посчитав, что в части приведенных пунктов договор аренды нарушает публичные интересы муниципального образования и в этой части является недействительной (ничтожной) сделкой в силу ч. 2 ст. 168 ГК, первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в арбитражный суд иском к Департаменту и «Волжскстрой».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами. В силу ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Прокурор посчитал, что к спорному договору подлежит применению ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса и расторжение договора по инициативе как арендодателя, так и арендатора во внесудебном порядке и без установления существенности допущенных нарушений договорных условий противоречит указанной правовой норме и в связи с этим нарушает публичные интересы и права публично-правового образования.

Суды трех инстанций, руководствуясь ст. 422, 450, 619 ГК, ч. 2 ст. 3, ч. 4 ст. 71, п. 1 ст. 74.1 Лесного кодекса, установив, что спорный договор заключен на срок более 5 лет, пришли к выводу, что условия п. 23, 24, 25 договора противоречат п. 9 ст. 22 Земельного кодекса. Они указали, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем 5 лет, допускается по инициативе арендодателя только в судебном порядке при условии существенного нарушения арендатором условий договора, поэтому сделка в части данных условий является недействительной (ничтожной) в силу ст. 168 ГК.

Не согласившись с решением кассации, администрация г. Волгограда обратилась в Верховный Суд. Изучив материалы дела №А12-17382/2018, ВС отметил, что правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются ГК, если специальными положениями Лесного кодекса или иного закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности, в частности прекращения договора аренды. В той части, в которой эти отношения не урегулированы ГК, Лесным кодексом или иным специальным законом, подлежит применению Земельный кодекс.

Суд указал, что согласно ч. 7 ст. 73.1 Лесного кодекса типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса.

Кроме того, он напомнил, что на момент заключения договора такие типовые договоры были утверждены Постановлением Правительства от 21 сентября 2015 г. № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» (далее – Типовой договор), п. 23 которого предусматривал возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае невнесения арендатором арендной платы два и более раза подряд. Данное правило было сохранено в приказе Министерства природных ресурсов и экологии от 20 декабря 2017 г. № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков». ВС также отметил, что п. 23 и 24 договора воспроизводят соответствующие условия, предусмотренные п. 23 Типового договора, а п. 25 договора – условия п. 25 Типового договора.

Суд также сослался на п. 1 ст. 450.1 ГК, в соответствии с которым предоставленное данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Верховный Суд посчитал, что из положений Лесного кодекса и Типового договора следует, что оспариваемые условия, предусмотренные договором аренды лесного участка от 4 апреля 2017 г., урегулированы нормами лесного законодательства, имеющими приоритет перед нормами Земельного кодекса, и соответствуют ст. 450.1 ГК.

При таких обстоятельствах, указал ВС, суды необоснованно применили к спорным правоотношениям п. 9 ст. 22 Земельного кодекса, поскольку оснований для признания спорной сделки недействительной (ничтожной) в указанной части по данному основанию не имелось. Высшая инстанция посчитала, что данный вывод соответствует позиции, содержащейся в апелляционном определении ВС от 15 июня 2017 г. № 2-АПГ17-7.

Верховный Суд напомнил, что п. 25 договора закреплено право арендатора на отказ от договора аренды лесного участка при условии надлежащего уведомления арендодателя и отсутствия недоимки по арендной плате. «Признав данное условие противоречащим пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса, суды не учли, что, кроме изложенного выше, приведенная норма ограничивает расторжение договора земельных участков только по инициативе арендодателя, не ограничивая право расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендатора», – указал Суд.

Кроме того, он отметил, что, согласно п. 14 Постановления Пленума ВС от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», при осуществлении стороной права на односторонний отказ от исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны.

В связи с допущенными нарушениями ВС определил отменить решения нижестоящих инстанций, в удовлетворении требований первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора отказать.

В комментарии «АГ» партнер юридической фирмы INTELLECT Александр Латыев усомнился в правильности условия договора, согласно которому арендодатель вправе отказаться от его исполнения при двукратной просрочке внесения арендных платежей. «Дело в том, что подобное нарушение договора действительно предусмотрено ЗК в качестве основания для его расторжения, но в судебном порядке. Если посмотреть на нормы ЗК о договорах аренды (в той редакции, что существовала на момент заключения спорного договора), то мы увидим, что в отношении договоров аренды публичных земель на срок менее года прямо предусматривается возможность изменения этого регулирования договором, а если срок договора аренды больше 5 лет, то оговорка о возможности предусмотреть в договоре иное отсутствует», – пояснил Александр Латыев.

Он указал, что из этого специалисты делали вывод, что для договоров аренды публичных земель на срок более 5 лет законодателем предусмотрены большие гарантии прав арендатора, и даже в случае двойной просрочки им арендных платежей арендодатель может прекратить действие договора только лишь через суд. «То есть суды нижестоящих инстанций правильно оценили направленность правового регулирования и посчитали этот пункт договора противоречащим ЗК. Другое дело, что нормы кодекса здесь явно направлены на защиту арендатора, т.е. частного лица, так что вопрос о том, по какой причине оспаривать это условие стал прокурор, становится еще более актуальным», – подчеркнул эксперт.

По мнению Александра Латыева, тексты договоров с публичными арендодателями в подавляющем большинстве своем представляют дословное воспроизведение текста закона, какое бы то ни было творчество встречается в них крайне редко, и потому проблемы, подобные рассмотренной в этом деле, также относительно редки. При этом он отметил, что нельзя сказать, чтобы этот случай был совсем уникален: недаром ВС указал, что текст договора был основан на типовом договоре, утвержденном правительством. «Чтобы оставить решения нижестоящих инстанций в силе, видимо, потребовалось бы констатировать незаконность и Постановления Правительства РФ. Вряд ли это входило в планы прокурора, предъявлявшего иск», – резюмировал Александр Латыев.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин отметил, что не сразу согласился с позицией ВС. Он указал, что крайне важно понимать, что Земельный и Гражданский кодексы хоть и являются наиболее универсальными источниками права для правоотношений с недвижимостью, необходимость применения норм лесного или градостроительного права от этого не уменьшается.

«Суды нижестоящих инстанций упустили самую главную деталь, а именно наличие установленной “формы” договора аренды лесного участка, утвержденной правительством. Следовательно, указанная форма носит характер нормативно-правового акта и обязательна к применению в сфере лесных правоотношений. Таким образом, ошибочное применение норм Земельного и Гражданского кодексов в настоящей ситуации повлекло за собой ошибки, выраженные в неверных судебных актах», – посчитал Никита Семякин.

По его мнению, подобные дела не носят массовый характер, поскольку действующая судебная система зачастую отдает предпочтение принципу «прямого толкования закона», то есть если прямое указание в законе есть – его необходимо применять. При этом Никита Семякин отметил, что наличие утвержденных форм тех или иных документов временами рассматривается в качестве «рекомендательного» характера. Он предположил, что при принятии решения суды нижестоящих инстанций (если поднимался вопрос о существовании утвержденной формы договора аренды лесного участка) оценили утвержденную форму и окрестили ее скорее «рекомендацией», чем императивной нормой, что и повлекло за собой ошибочную трактовку норм материального права.

Читайте также  Оформление земли под гаражом - как оформить

«Вместе с этим, что касается права на односторонний отказ от исполнения договора аренды, позиция судов (ВС в том числе) остается неизменной: для легитимного одностороннего отказа от исполнения договора необходимо соблюдение ряда условий, а также наличие добросовестности в действиях. Нарушение принципов разумности и добросовестности путем одностороннего отказа влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований (Дело № А40-176481/2018)», – подчеркнул Никита Семякин.

Договор аренды лесного участка

Не обязательна организация аукциона в тех случаях, когда лесной участок будет использоваться в следующих целях:

  1. проведение геологических и геодезических изысканий;
  2. строительство линий электропередач, газопроводов, водохранилищ и тому подобных крупных объектов;
  3. освоение лесов с вложением крупных инвестиций;
  4. научные исследования, охота, охрана флоры и фауны.

Лесные участки могут находиться в собственности государства или местных органов самоуправления. Если ранее форма договора на аренду участка леса разрабатывалась и утверждалась Правительством РФ, то сейчас эти права переданы исполнительной власти в лице её федеральных органов. На основании постановлений правительства разработаны регламент и правила процедуры сдачи в аренду лесного участка, а также типовая форма договора.

Особенности договора купли-продажи лесных насаждений

Лесные деревья, кустарники и другие дикорастущие растения можно купить, заключив договор купли-продажи с владельцем лесного участка в лице органов государственной или муниципальной власти. Основополагающим документом для этого является Лесной кодекс РФ. Так как в этом документе не конкретизированы все положения, то при оформлении сделки купли-продажи в силу вступает также Гражданский кодекс.

Обязательными к заполнению являются разделы договора, в которых фиксируются расположение продаваемых объектов на местности и объем древесины, заготавливаемой покупателем. Максимальная продолжительность сделки купли-продажи леса – один год.

Договор об аренде лесного участка

Цена за продаваемый лес, принадлежащий государству, определяется правительством и государственными органами в регионах. Основной расчетной единицей в этом случае является тариф за единицу объема. Соответственно, минимальная цена определенного объема древесины будет вычисляться как произведение ставки платы (тарифа, таксы) на количество. Такая методика расчетов утверждена соответствующим постановлением правительства, к которому прилагаются региональные таблицы тарифов.

Если гражданин как физическое лицо покупает лес для собственных нужд, то ставки определяют федеральные органы на местах.

Так же, как и по предыдущей сделке, для получения права собственности следует участвовать в аукционе на получение права заключить договор покупки лесных насаждений, и в дальнейшем нельзя будет изменить требования аукциона. Форма контракта для оформления такой сделки упрощена, разрабатывается и утверждается не Правительством РФ, а федеральным органом в регионе.

Все правила, формы и региональные тарифные сетки прилагаются к соответствующим постановлениям правительства и местных органов федеральной власти.

Заключение договора аренды лесного участка и нюансы проведения аукциона

В нормативно правовых актах российского законодательства нет четкого описания термина «лес», которое бы полностью раскрывало его значение. Например, преамбула ЛК РФ 1997 г. определяла, что лес – это неразрывное соединение земли, лесных растений, животной фауны и других составляющих окружающей среды, имеющее большое значение в экономике, экологии и социуме. Страна регулирует и контролирует лесопользование с учетом сохранения стабильной экологической обстановки.

Согласно современному ЛК РФ от 04.12.2006 (ч. 1, ст. 8): «Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности». Для выполнения каких-либо действий предпринимателями или владельцами сельхозугодий на лесной территории, иными словами, реализовывать право пользования отдельным участком, ч. 1, ст. 71 данного кодекса устанавливает процесс получения гражданами, юр. лицами участков лесного фонда, имеющихся в непосредственной федеральной собственности, а именно на основании следующих документов:

перечень документов

Составление договора аренды на лесную землю

Аренда лесного надела, имеющегося на балансе муниципалитета, происходит в последовательности, утвержденной действующим законодательством РФ (статья 39.6 Земельного кодекса РФ). Участки леса, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, продаже не подлежат, но их можно арендовать, срок действия аренды составляет от 1 года до 49 лет (ст. 72 ЛК РФ).

Важные моменты при документальном оформлении арендных взаимоотношений

Соглашение максимально подробно описывает надел и условия заключения сделки. В нем обязательны следующие пункты:

  • технические и визуальные характеристики надела с установлением границ;
  • срок действия;
  • виды землепользования;
  • арендная ставка;
  • обязанности сторон по защите лесных территорий;
  • различные неустойки (определяются арендодателем) за нарушение ключевых моментов договора;
  • основания и порядок возможного расторжения в одностороннем порядке;
  • данные об обременениях (узнайте, что такое обременение земельного участка)

В законодательстве имеется типовая форма договоре аренды лесного участка со всеми необходимыми приложениями.

Далее более подробно разберем некоторые пункты из договора аренды.

Доходы от аренды лесных участков

Сроки и цели аренды

Порядок предоставления участка лесного фонда установлен Земельным кодексом РФ, если иное не регламентируется Лесным кодексом РФ.

Так, возможные арендные сроки и цели установлены в ч. 8 ст. 39.8. ЗК РФ:

договор аренды участка

продолжение договора аренды участкапродолжение договора аренды участка

Указание целей – один из ключевых пунктов договора

Фундаментальное условие заключения договора – это указание целей сделки. Существует несколько видов лесопользования, которые указаны в ЛК РФ:

  • древесная заготовка (самое популярное направление освоения ресурсов леса, регулируется ст. 29 ЛК);
  • выработка живицы (описывается ст. 31 ЛК);
  • заготовление прочих ресурсов недревесного плана (регулируется ст. 32 ЛК);
  • частное выращивание растительных культур (описывается ст. 39 ЛК);
  • ведение охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК);
  • эксплуатация леса в интересах сельского хозяйства (регулируется ст. 38 ЛК, в качестве примера можно привести оленеводство на Крайнем Севере, пчеловодство и кошение сена);
  • научная и техническая деятельность;
  • разработка охранных зон под заповедники;
  • проведение электролиний, трасс и трубопроводов (ст. 45 ЛК);
  • инновационная разработка подземных ресурсов (ст. 43 ЛК).

Если содержание документа будет противоречить фактическому использованию надела, муниципалитет или Министерство лесного хозяйства имеют право расторгнуть сделку или отказать в пролонгации.

Арендные ставки

По ст. 94 ЛК платность признается важным принципом использования лесных ресурсов в России. Договорная оплата аренды устанавливается в результате проведения аукциона (ст. 79 ЛК). Она подлежит изменению в зависимости от субъекта, вида использования надела, а также от проведения выборочных вырубок при лесозаготовках и различных рекреационных мероприятиях. При ценообразовании лучше ориентироваться на региональное, а не на федеральное законодательство.

Обязанности нанимателя в рамках действующего договора

Лес – важная экосистема, поэтому его невозможно сдать в аренду, не указав определенные обязанности нанимателя. К ним относятся:

  • соблюдение правил регламента лесного хозяйства и разработка надела только в соответствии с разрешенным видом использования;
  • противопожарное обустройство леса и подготовка необходимой техники и материалов во время периодов высокой пожарной активности (ст. 53 ЛК);
  • санитарно-оздоровительная рубка поврежденных деревьев (она влияет на стоимость аренды, ставка может быть снижена за счет высокой активности нанимателя в этом сегменте).

Досрочное расторжение взаимоотношений

Даже длительная аренда может быть расторгнута раньше срока в одностороннем порядке, статья 74.1 ЛК РФ описывает изменение и расторжение договора аренды лесного участка, имеющегося в собственности федерации. Основными причинами прекращения действия договора могут послужить следующие установленные собственником нарушения:

  • несоблюдение вида пользования земель;
  • невнесение арендатором месячной платы (сроки устанавливаются индивидуально);
  • невыполнение нанимателем своих обязанностей по охране и рекреации лесных угодий.

Расторжение договора происходит путем направления собственником надела письменного извещения нанимателю. В случае отказа арендатора расторгнуть сделку наймодатель обращается в суд. При удовлетворении иска наниматель обязуется вернуть объект с прежними техническими характеристиками и в состоянии, пригодном для ведения хозяйства.

Вместе с договором аренды земельного участка оформляется передаточный акт. Аналогичный акт передачи подписывается при возвращении надела собственнику в судебном и обычном порядке. Если участники хотят продлить договор, они могут указать новые даты или условия в дополнительном соглашении.

Особенности подписания соглашения об аренде участка в лесу

В соответствии с ЛК основанием для оформления договора аренды надела в лесу становится победа на аукционе. До введения системы торгов во многих лесхозах допускалось оформление угодий по ценам ниже рыночных, по коррупционным схемам. Введение открытых аукционов и форумов помогло решить эту проблему.

Минусом проведения торгов можно назвать отсутствие каких-либо специальных требований к арендаторам. Организаторы аукциона не смотрят на специализацию компании, но она может выиграть лот, не имея никакого отношения ни к заготовке древесины, ни к ведению охотничьего хозяйства. При этом фирма просто сдаст надел в субаренду заинтересованным организациям по завышенной цене, ведь она может переуступить наем земли по закону (не относится к цессии).

На торгах подчас сталкиваются инновационные и денежные вопросы, но побеждает тот, кто может предложить не лучший проект по рекреации или освоению наделов, а тот, у кого больше денег.

Сам аукцион проходит в стандартной форме. Физические и юридические лица передают задаток в качестве обеспечения серьезности своих намерений, согласно основным положениям торгов, что и считается заявкой на участие. Его размер устанавливается индивидуально. Эти деньги вернутся участникам, не победившим в аукционе, и включатся в стоимость лота для победителя.

Организатор торгов называет минимальную цену выкупа права аренды, а участники попеременно повышают ее. Если на каком-то этапе торгов никто не назовет большую сумму, то лесной участок достается последнему участнику, назвавшему наибольшую стоимость. При проведении аукциона обязательно осуществляются аудио- и видеозапись во избежание фальсификации данных.

В течение 10 дней после завершения аукциона выигравший участник должен составить с муниципальными властями договор долгосрочной аренды лесного участка и соглашение о продаже лесных насаждений.

Случаи оформление договора без аукциона

Не всегда арендный договор заключается на основании конкурса. Муниципальные и государственные объекты лесного хозяйства могут сдаваться без аукциона, если:

  • они необходимы для интенсивной разработки месторождений полезных ископаемых или для геологических мероприятий с целью изучения структуры земли (Пост. Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ»);
  • на этой территории строятся водохранилища;
  • наделы нужны для ведения охотхозяйства или для пасеки;
  • на участках возводятся электропроводящие линии, трубопроводы и прочие линейные объекты ЖКХ;
  • на земле идет вырубка леса, заготовка древесины и пиломатериалов для указанных выше работ;
  • на запрашиваемой территории стоит какое-либо здание (тогда арендный договор заключается с собственником дома).

Заготовка древесины

Если же аукцион не состоялся по закону (например, на нем присутствовало не более двух человек, остальные решили не являться), то надел может арендовать единственный участник торгов, муниципалитет не может отказать ему в предоставлении объекта на заявленных условиях.

Порядок оформления документации

Договор аренды леса заключается в ППФ. Он подлежит обязательной государственной регистрации вне зависимости от сроков найма, но не требует нотариального удостоверения. Регистрировать документ следует сразу же после его подписания. Подать документы можно в территориальном отделении Росреестра, Регистрационной палате или любом офисе МФЦ.

При себе, помимо подписанного договора, стороны должны иметь следующие документы (краткий перечень):

  • заявления участников сделки (заполнение бумаги возможно прямо в МФЦ с помощью консультанта);
  • протокол результатов проведенных торгов;
  • извещение об аукционе; ;
  • платежный документ о госпошлине;
  • учредительные и налоговые документы – для юрлиц;
  • паспорт гражданина РФ.

Размер госпошлины при аренде лесных земель составляет 2 т. р. для физлиц, и 22 т. р. для компаний. Процедура регистрации через МФЦ идет 10 дней, после чего участники могут получить зарегистрированные договоры.

Правовое регулирование

Лесной участок признается объектом имущественных прав, а его аренда регулируется различными законодательными актами. К основным из них можно отнести:

  • Лесной Кодекс (ст. 9, ст. 20, ст. 24, ст. 29, ст. 61, ст. 64, ст. 72-74, ст. 88 со всеми поправками);
  • Земельный Кодекс (ст. 101 и пр.);
  • ГК (ст. 606 и пр.);
  • некоторые ФЗ (например, ФЗ № 201);
  • региональные акты об утверждении порядка оформления договора и дальнейшего использования объектов.

Перед составлением договора следует еще раз все перепроверить и утвердиться в необходимости землепользования, ведь управление участком предполагает не только права нанимателя, но и обязанности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector