Договор с режиссером постановщиком

Договор с режиссером постановщиком

Оформление договора с режиссером постановщиком

Режиссер постановщик — это уникальная в своем роде и востребованная профессия современного общества. Ни одна сфера жизнедеятельности не обходится без объектов творческой визуализации. При этом, авторы зачастую сотрудничают, создавая произведения, которые пользуются популярностью и приносят огромный доход. В статье рассмотрим все тонкости оформления договора с режиссером постановщиком.

Предмет и стороны договора

Профессия режиссера постановщика относится к ряду творческой деятельности. Суть работы заключается в руководстве над процессом создания уникального произведения — кинофильма, театрального спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и др. Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания объекта искусства. Остальным занимается продюсер, руководитель театра и другие люди, ответственные за бюджет. При этом работа режиссера постановщика не ограничивается идеей создания. В обязанности деятеля входит:

  • составление текста (речи);
  • создание декорации, дизайна интерьера;
  • подбор актеров, исполнителей, сценаристов, операторов и др.;
  • сочинение сюжета и действий;
  • преобразование идеи в конечный результат.

Работа представителя искусства достаточно разнообразна, вследствие чего предполагает высокой оплаты. При сотрудничестве с режиссером постановщиком требуется оформлять договор, в котором прописывается размер вознаграждения, общие требования к произведению, срок создания и другие исключительные особенности труда. По структуре соглашение должно включать в себя:

  • техническое задание или авторский заказ;
  • условие отчуждения исключительного права или пользование произведением, сохраняя права за автором (с условием выплаты дивидендов);
  • сотрудничество (на основании официального трудоустройства).

Так как творческий порыв зачастую бывает необузданным, в договоре подробно описываются требования к итоговому произведению. Автор обязан совершить заказ в соответствии с условиями сделки. Предмет договора — создание объекта интеллектуальной творческой деятельности. Сделка по договору с режиссером постановщиком подразумевает взаимовыгодные отношения, поэтому соглашение составляется на возмездной основе. Сторонниками сделки могут быть как физические, так и юридические лица. Результатом должно стать некое совместное произведение.

Оформление

Договор с режиссером постановщиком оформляется по типу соглашения о подряде. При этом, существенным условием является отчуждение авторского права. Деятель искусства является собственником аудиовизуального произведения, которое включает в себя:

  • режиссерский сценарий;
  • постановочный проект;
  • экспликация произведения;
  • речевое озвучивание.

Производные режиссерской деятельности могут обладать совместным или общим авторским правом, например, в театральной постановке могут быть использованы чужие песни, что подразумевает собой сотрудничество с продюсерским центром. Таким образом, договор является многогранным и обладает рядом особенностей, которые необходимо соблюсти при оформлении сделки.

Правила составления договора с режиссером постановщиком:

  • составляется в двух экземплярах в присутствии ответственных сторон;
  • в произвольной форме стороны должны описать существенные условия совершения сделки (оплату и описание конечного произведения, нюансы рабочей деятельности);
  • заказчик должен компенсировать все расходы, которые потребуются для создания произведения;
  • договор не требуется заверять нотариально если оплата услуги не превышает в 10-кратном размере минимальную оплату труда;
  • договор должен состоять из трех частей (технического задания, условий оплаты труда и передачи права собственности).

Одним из главных условий договоренности является конфиденциальность. Идея и концепция произведения, если не сохраняются за режиссером постановщиком, являются коммерческой тайной. Право собственности, в данном случае, присваивается заказчику. В договоре требуется прописать условия отчуждения произведения, а также фактический срок сдачи работы. На практике, исключительное право собственности сохраняется за автором даже в том случае, если работа создается по заказу. В соглашении необходимо указать:

  • условия пользования объектом режиссерской деятельности;
  • возможность использования в коммерческих целях;
  • передача произведения третьим лицам;
  • срок использования.

В соответствии с договором, режиссеру постановщику ежемесячно перечисляются дивиденды за применение аудиовизуального объекта интеллектуальной деятельности.

Образец договора

Договор с режиссером постановщиком является самостоятельным документом, который обладает юридической силой и может привлекать сторон к административной ответственности. Чтобы не нарваться на мошенников, требуется внимательно ознакомиться с текстом.

Скачать образец типового договора с режиссером постановщиком по ссылке.

Содержание договора с режиссером постановщиком:

  • наименование документа, порядковый номер;
  • ФИО ответственных сторон, подробные реквизиты предприятия: название ООО, адрес лицевого счета в банке, ИНН, контактные данные, должностные лица (для юридических лиц);
  • предмет соглашения;
  • описание постановки;
  • требования;
  • оплата работы;
  • возможность заключения договора о привлечении третьих лиц для осуществления деятельности режиссера;
  • условия труда;
  • оплата;
  • срок сдачи произведения;
  • порядок использования произведения;
  • передача права собственности;
  • ответственность сторон;
  • компенсация в случае нарушений условий сделки;
  • подпись и другие существенные условия.

Права и обязанности сторон

Права и обязанности сторон соглашения регламентируются статьей №1240 ГК РФ. Заказчик вправе использовать произведение только на основании договора об отчуждении исключительного права. В соответствии с документом, автор обязуется предоставить законченный творческий материал в строго оговоренный срок. Второй стороне требуется оплатить заказ. Таким образом соглашение считается совершенным по всем требованиям. Однако, в некоторых ситуациях стороны могут уклоняться от ответственности.

После создания аудиовизуального произведения, режиссер обладает неотчуждаемыми авторскими и личными правами, а именно:

  • сохранить за произведением название;
  • быть исключительным автором;
  • обнародовать произведение.

Права и обязанности заказчика по договору с режиссером постановщиком:

  • публиковать произведение, дублировать и сдавать в прокат;
  • ежемесячно выплачивать автору дивиденды в соответствии с соглашением.

Какие передаются права?

После создания аудиовизуального произведения, режиссер постановщик должен зарегистрировать за собой авторское право. Для правомерного использования произведения сторонам требуется составить договор, где режиссер дает согласие на дальнейшее использование объекта:

  • дублирование;
  • выпуск в тираж;
  • передача во временное пользование третьим лицам;
  • воспроизведение в любом виде, сохраняя функциональное назначение и т.д.

Договор с режиссером постановщиком обладает юридической силой. После подписания стороны обязаны соблюдать конфиденциальность коммерческой тайны. В случае неправомерного использования объекта интеллектуальной творческой деятельности, нарушитель привлекается к ответственности в судебном порядке.

Типичные юридические ошибки начинающего режиссёра

Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.

Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018 годах), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».

Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.

Приступая к созданию фильма, начинающие продюсеры и режиссёры, как правило, думают о том, где взять технику, какие локации выбрать и как договориться о съёмке там, каких актёров позвать, как собрать команду и т. д. Самые сознательные заранее настраиваются на занудный период постпродакшн. Но последнее, о чём думает создатель будущего шедевра мирового кинематографа — защита прав на всё, что будет произведено.

Все знают, что при покупке автомобиля его необходимо регистрировать, простая передача ключей не устроит никого. Не зарегистрировался в правильном виде — машина тебе не принадлежит, ты просто купил железо без права его использовать. Про недвижимость и говорить нечего, тут вообще необходима тотальная проверка, неважно, покупается жильё на вторичном рынке или новострой. И никакое «по дружбе» при покупке автомобиля или квартиры не пройдёт.

Многим кажется, что в кино картина совсем другая. Давайте рассмотрим пример, наиболее часто встречающийся в практике.

Принято решение о съёмке короткометражного фильма. Режиссёром буду я сам, сценарий мне дал Вася (он не против, лишь бы экранизировали. Тем более Вася вроде написал сценарий на основе известной книги), актёры Зоя и Саша снимутся «по дружбе», музыку возьму любую (моё творческое видение таково, что мне очень подходит, ну, например, Майкл Джексон. Точно, Джексон!). Начало съёмок. Погнали. Камера, мотор!

Проблема 1

Полфильма снято, и вдруг актриса Зоя отказывается исполнять режиссёрскую задумку. Конечно, мы всё заранее обговаривали, но вот сейчас у неё иной взгляд на роль. Предположим, я решил проблему, пойдя на поводу у Зои, хотя фильм должен был быть другим.

По завершению съёмочного периода я нашёл немного денег на постродакшн, тут ко мне подходит Саша и говорит, что хотел бы получить за свою актёрскую работу хоть что-то (у него кончились деньги, заболела бабушка, короче — изменились обстоятельства). В противном случае он грозит мне запретить использовать его изображение в фильме. Я в панике! Фильм снят, деньги потрачены, иду к юристу и узнаю, что «Саша может» (то есть имеет право на запрет своего изображения, так как никаких документов он не подписывал). Я злюсь и отдаю деньги Саше уже под договор. Постпродакшн теперь будет попроще, но куда деваться. Ничего, сценарий и музыка всё вытянут…

Проблема 2

Кажется, все проблемы решены. Отправляю фильм на фестивали и даже получаю первый денежный приз. Ура!

Но не тут-то было. Объявляется сценарист Вася и просит денег за сценарий. И снова никакие «мы же с тобой договаривались» не действуют. Запах даже самых маленьких денег действует волшебно. Или, объявившись, Вася сообщает, что я полностью извратил его великую идею и превратил фильм в. сами знаете что. Кроме денег, он требует снять его имя с титров.

Снова оплачиваю консультацию кровопийцы-юриста, и узнаю, что злобный сценарист может не только запретить фильм к показу, так ещё и компенсацию на меня навесить (а там фигурирует цифра в несколько миллионов рублей).

Проблема 3

Вот теперь я, наконец, разобрался со всеми проблемами и мой проект уже почти на международных фестивалях. «Почти» — так как у меня адские проблемы с музыкой. Той самой музыкой, на которой я построил весь фильм и без которой фильм не фильм. Мало того, что я вынужден был плясать под дудку какой-то актрисульки, платить последние деньги другому актёришке-вымогателю, так ещё и музыки меня лишают. Юрист объясняет, что формально музыку я украл. Объясняю, что честно купил её в iTunes за 35 рублей, даже чек электронный сохранил. Но юрист бормочет про какие-то виды использования…

И вот, лишённый моей драгоценной музыки фильм всё-таки показывают на международном кинофестивале. Со мной связывается вежливый человек, я в радостном ожидании, что мой короткий метр сейчас купят и включат в альманах, но… Человек оказывается представителем автора романа, на основе которого создан сначала сценарий, а потом и мой фильм. Я отсылаю представителя к сценаристу Васе, но с ужасом узнаю, что отвечать придётся мне, так как Вася легко и просто открестился от этого сценария и от меня.

Понятно, что приведённый пример — квинтэссенция всевозможных злоключений создателей фильма, которые встречались нам на практике. Но поверьте, всё вышеописанное происходит постоянно. Почему? К сожалению, к врачам и юристам обращаются уже после того, как проблемы возникли. Вложить деньги в технику, актёров, персонал кажется логичным и необходимым, а выделение бюджета на хотя бы одну консультацию, где вас сразу предупредят, что нужно сделать, а чего делать нельзя — пока относится к разряду «деньги на ветер».

Поскольку наш цикл посвящён устранению правового нигилизма среди кинематографистов, выделим главное.

Договор с режиссером-постановщиком

За этапом разработки – создания сценарных материалов — начинается подготовительный период производства Фильма, в ходе которого формируется съемочная группа. И именно в этот период к участию в создании фильма привлекается режиссер-постановщик, который работает над созданием фильма с момента начала подготовки к съемкам до окончания монтажа фильма.

С точки зрения законодательства РФ об интеллектуальных правах, режиссер-постановщик является одним из авторов аудиовизуального произведения. Но в отличие от других авторов фильма (автора сценария и композитора), с которыми можно заключить договор на создание литературного и, соответственно, музыкального произведения, режиссер может участвовать во всех этапах сложного производственного процесса, а значит, помимо создания основного результата интеллектуальной деятельности – постановки фильма, выполняет также работы, оказывает разного рода услуги, создает промежуточные объекты интеллектуальных прав.

В ходе выполнения работ режиссер поэтапно должен создать режиссерский сценарий, представляющий собой техническую и творческую (постановочную) разработку всех съемочных сцен Фильма, которая включает обозначение съемочных объектов, разбивку на планы, содержание кадра, звуковые части кадра и другие сведения.

Режиссер-постановщик участвует в создании постановочного проекта, который состоит из:

— списка актеров, а также фото и видеопроб актеров главных, второстепенных и эпизодических ролей;

— описания мест натурных и интерьерных съемок (видео и/или фото);

— эскизов декораций, реквизита, костюмов;

— состава съемочной группы;

— календарно-постановочного плана (КПП).

Режиссер-постановщик участвует в монтаже фильма, может привлекаться продюсером к созданию рекламных материалов в целях анонсирования фильма.

С учетом особенностей производственного процесс продюсеру при составлении договоров с режиссером-постановщиком следует учитывать, помимо основных положений, связанных с отчуждением исключительного права на постановку фильма, гарантий, личных неимущественных прав, следующее: в случае досрочного расторжения договора продюсеру придется оплатить выполненные режиссером к моменту расторжения работы/оказанные услуги.

В начале 2021 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в порядке кассации рассматривала дело (Определение от 15 апреля 2021 г. по делу № А40-79825/2019) по иску продюсера к режиссеру о неосновательном обогащении. Продюсер выплатил режиссеру-постановщику вознаграждение, затем стороны решили расторгнуть договор, продюсер требовал возврата выплаченной суммы, так как фильм не был создан, но режиссер отказался возвращать полученное вознаграждение, и продюсер отправился в суд с иском о неосновательном обогащении.

Суды нижестоящих инстанций вынесли решения в пользу продюсера, указав на то, что интерес продюсера заключался исключительно в создании определенного результата – игрового полнометражного фильма, «только физические действия ответчика без получения результата таких действий, оказание какой-либо единичной услуги без оказания остальных услуг, а так же без передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности, для истца не имеет потребительской ценности».

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ внимательно проанализировала условия договора и отправила дело на новое рассмотрение, поскольку режиссером были частично выполнены работы подготовительного периода (частично подобран актерский состав, результат подбора вошел в постановочный проект, переданный продюсером заказчику производства фильма), договор не содержал условие об выплате вознаграждения исключительно за достижение результата.

Таким образом, при заключении договора с режиссером необходимо учитывать, что это смешанный договор, который должен содержать понятные условия не только о передаче исключительного права на постановку фильма, но и:

— перечень работ, услуг и промежуточных результатов интеллектуальной деятельности, которые режиссер обязан выполнить/оказать/создать на каждом этапе производства фильма, а именно в подготовительном, съемочном и монтажно-тонировочном периоде;

— порядок принятия продюсером результата выполненных работ/оказанных услуг/передачи исключительного права на каждом этапе;

— размер вознаграждения режиссера и порядок его выплаты на каждом этапе, например, пропорционально календарным дням, за съемочные смены, представленные серии на этапе монтажа и т.п., с учетом вознаграждение за отчуждение исключительного права;

— порядок фиксации любых изменений в КПП, Постановочный проект и т.п., поскольку от этого напрямую может зависеть подтверждения факта выполнения работ/оказания услуг/создание результатов интеллектуальной деятельности в согласованные сроки;

— порядок расторжения, размер оплаты за период при расторжении.

Еще одной особенностью правового регулирования отношений с режиссером-постановщиком, является то, что в отличие от других авторов фильма, режиссер-постановщик не может использовать такой способ защиты исключительного права, как перевод исключительного права на себя в случае, если продюсер своевременно не выплачивает вознаграждение.

Согласно ч. 5 ст. 1234 ГК РФ – при существенном нарушении приобретателем срока выплаты вознаграждения за отчуждение исключительного права прежний правообладатель вправе обратиться в суд с иском о переводе исключительного права на себя и взыскании убытков.

Тем не менее, такой способ защиты не может быть использован, когда речь идет о результате интеллектуальный деятельности, который неразрывно связан с фильмом, что нашло отражение в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 1 февраля 2017 г. № С01-1159/2016 по делу № А40-226318/2015. Суть дела заключалась в том, что договор в ходе монтажно-тонировочного периода был прекращен по инициативе продюсера в соответствие с условиями договора (продюсера не устроил первый вариант монтажа), а режиссер, посчитав, что несмотря на расторжение договора, продюсер обязан оплатить ему выполненные в монтажно-тонировочном периоде работы, обратился в суд с иском о переводе исключительного права на себя и взыскании убытков в размере вознаграждения за период.

Суд первой инстанции заключил следующее. Авторы фильма — сценарист и композитор создают результаты интеллектуальной деятельности, которые можно использовать отдельно от аудиовизуального произведения. Но постановка фильма, в-первых, создается на основе сценария, во-вторых, включает в себя отдельные результаты интеллектуальной деятельности, такие как художественное и музыкальное оформление. Прав у режиссера-постановщика на использование произведений за пределами исполнения договора с продюсером нет, следовательно, невозможно использовать постановку без нарушения прав третьих лиц. Более того, творческий вклад режиссера «растворяется» в фильме, его нельзя использовать отдельно по его природе и

Суд по интеллектуальным правам решения нижестоящих инстанций поддержал, поскольку созданный режиссером результат интеллектуальной деятельности невозможно использовать отдельно от всего аудиовизуального произведения, в связи с чем требование о переводе исключительного права на себя не может быть удовлетворено. И это вполне разумный подход в части регулирования отношений, связанных с созданием сложных объектов.

Приложение 6. Договор с режиссером-постановщиком на создание телеггрограммы

именуемый в дальнейшем Режиссер, заключили настоящий договор о нижеследующем.

по принятому сценарию (сценарному плану).

После принятия законченной телепрограммы к Компании переходят исключительные права на использование телепрограммы путем воспроизведения, распространения, публичного исполнения, сообщения тю кабелю, а также на субтитрование и дублирование текста телепрограммы. Кроме того, Компания вправе использовать фрагменты телепрограммы в своих целях. Режиссер передает Компании исключительные права, указан

ные в п. 2 настоящего договора, на использование телепрограммы на территории РФ сроком на _____ лет За создание телепрограммы и передачу права на ее использование способами, указанными в п. 1.2 настоящего договора, Компания выплачивает Режиссеру вознаграждение в порядке, установленном разделом 4 настоящего договора. Производство и прием телепрограммы Режиссерский сценарий (режиссерская разработка) телепрограммы должен быть предстаапен Режиссером не позднее

Компания должна утвердить представленный Режиссером сценарий. Компания обязана обеспечить Режиссера необходимым объемом творческих и технических ресурсов для выполнения Режиссером поставленных задач. Подготовленная режиссером телепрограмма должна быть рассмотрена Компанией не позднее ДО сро

ка предполагаемого эфира.

В случае необходимости доработки программы Компания обязана изложить Режиссеру суть доработок, которые Режиссер должен произвести в установленный срок.

3.2 1. Участвовать в обсуждении режиссерского сценария телекомпанией, Использовать предоставляемые Компанией ресурсы. Принимать участие в обсуждении законченной телепрограммы.

Получить вознаграждение в размере и порядке, установленных разделом 4 настоящего договора. Компания обязуется:

3.3.1 Выплатить Режиссеру гонорар в размере и порядке, установленных п. 4 настоящего договора. Осуществить постановку телепрограммы.

3 3.3. Не вносить никаких изменений как в саму телепрограмму, так и в ее название. Указывать в титрах телепрограммы фамилию Режиссера при любом использовании телепрограммы. Компания имеет право:

3 4.1. Приamp;пекать с согласия Режиссера третьих лиц. Привлекать Режиссера для участия в обсуждении как режиссерскою сценария, гак и готовой телепрограммы. Передавать права и обязанности по договору третьим лицам. Размер и порядок вознаграждения За создание телепрограммы и передачу прав демонстрации ее в

эфире Режиссеру выплачивается гонорар в размере .

Выплата вознаграждения производится в следующем порядке:

а) ________ % при подписании настоящего договора;

б) % при сдаче программы;

в) % после первой трансляции программы. За передачу прав, предусмотренных п. 21 настоящего договора,

Режиссеру выплачивается _ за каждый вид исполь

6Л. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, делающих невозможным выполнение совместных обязательств, стороны обязаны в недельный срок оповестить друг друга в письменной форме. В случае подобного расторжения договора стороны не возмещают понесенных затрат. Особые условия

7Л. Телекомпания не имеет права без согласия режиссера использовать телепрограмму иным способом и в иных целях, нежели те, что предусмотрены п. 1.2 настоящего договора. Все споры по настоящему договору решаются сторонами путем переговоров.

Читайте также  Как составить промежуточный баланс для банка
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector