Дознаватель и орган дознания

Дознаватель и орган дознания

Шпаргалка по уголовно-процессуальному праву России.

21. ОРГАН ДОЗНАНИЯ, НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ, ДОЗНАВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуаль–ные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутрен–них дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом пол–номочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государ–ственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внеш–ней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный при–став РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) орга–ны Государственной противопожарной службы; 5) орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и пси–хотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

Начальник подразделения дознания – долж–ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз–деление, которое осуществляет предваритель–ное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Полномочия:

1)поручать дознавателю проверку сообщения о пре–ступлении, принятие по нему решения либо произ–водство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и переда–вать его другому дознавателю;

3) проверять материалы уголовного дела;

4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следст–венных действий, об избрании в отношении подо–зреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления дозна–вателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незакон–ных или необоснованных постановлений дознава–теля об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уго–ловному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалова–ны им начальнику органа дознания или прокурору. Обжа–лование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме до–знания, а также иные полномочия, предусмот–ренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дозна–ние руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить след–ственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уго–ловным делам, по которым производство предваритель–ного следствия не обязательно; 2) выполнение неотлож–ных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Орган дознания и дознаватель

Согласно п. 24 статьи 5 УПК РФ, органы дознания – это государственные органы и представители, которые имеют право осуществлять дознание и процессуальные полномочия.

В первой части 40 статьи УПК РФ положено, что органы дознания могут быть представлены:

  • органами внутренних дел Российской Федерации, а также те подразделения, которые входят в ОВД (отделы полиции и органы, осуществляющих контроль оборота наркотических и психотропных веществ);
  • другие государственные органы, которые были наделены полномочиями для ведения оперативно-розыскной деятельности, согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В список подобных органов включены оперативные подразделения органов ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, внешняя разведка России, а также федеральная служба исполнения наказаний;
  • органы федеральной службы судебных приставов;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Полномочия органа дознания

Одним из полномочий является возможность ведения предварительного расследования как часть дознания по уголовным процессам, в том числе и в тех случаях, когда предварительное дознание не является необходимым (согласно гл. 32 УПК РФ).

Вторым полномочием является возможность ведения неотложных следственных действий по уголовным процессам, для которых совершение предварительного следствия является необходимым (статья 157 УПК РФ).

Третьим полномочием является возможность исполнения других полномочий, приведенных в УПК РФ. Среди таких полномочий, например, могут быть дополнительные следственные действия после письменного приказа следователя.

Дополнительные полномочия для гражданских лиц

Помимо вышеописанных органов дознания, полномочиями по началу уголовного процесса и выполнение следственных действий может распространяться на должностных лиц, которые не являются этими органами.

Исходя из 40 статьи УПК РФ, такими могут быть капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, но только в случае, если преступления были совершены на судах под ответственностью этих капитанов.

Кроме капитанов судов, в роли органа дознания могут выступать руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, которые находятся вне возможности прямого доступа для органов дознания.

Как и в первом случае, руководители могут начать следственные действия по уголовным делам в случае, если преступления были совершены на территориях, являющихся частью их ответственности.

Начальники представительств Российской Федерации за границей также имеют полномочия органов дознания в случае совершения преступлений на территории этих представительств.

Дознаватель

Исходя из статьи 5 УПК РФ, дознаватель – это уполномоченное лицо органа дознания, которое в ситуациях, предусмотренных законом, занимается производством предварительного следствия как части дознания, а также прочие права и обязанности, которые предусмотрены Кодексом. Обязанность на проведение дознания лежит на дознаватели, который назначается либо начальником органа дознания, либо его заместителем (в случаях, когда не требуется обязательное предварительное следствие).

Стоит отметить, что дознаватель – это сотрудник органа дознания. Обычно, дознаватель получил особое юридическое образование и имеет релевантный опыт работы. В определенных ведомствах (таких как ОВД РФ и таможенных органах) были организованы особые подразделения дознания, состоящие из сотрудников-дознавателей и управляются начальниками этих подразделений.

Полномочия дознавателя

Статья 41 УПК РФ показывает, что дознаватель в уголовном процессе владеет рядом полномочий:

  1. Лично совершать процессуальные действия и принимать необходимые решения, кроме тех ситуаций, когда требуется подтверждение со стороны руководителя органа дознания, прокуратуры или судьи.
  2. Исполнять другие полномочия, которые предусмотрены УПК РФ.

Важно знать, что дознаватель обязан исполнять приказы прокуратуры и руководителя органа дознания.

Если сотрудник не согласен с приказами руководства, то он может обжаловать решение перед прокурором. Если дознаватель не согласен с указанием прокурора, то он может обжаловать это перед вышестоящим прокурором, но в то же время исполнение указаний не должно быть остановлено.

Уголовный процесс: учебник для вузов

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ч. 24 ст. 5 УПК РФ).

Дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования – предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому предусмотренные законом полномочия органа дознания можно условно разделить на следующие группы:

– производство дознания как формы предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

– производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1–3 ст. 157 УПК РФ) ;

– выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Таким образом, деятельность органов дознания, как и всех остальных субъектов уголовной юрисдикции со стороны обвинения, носит досудебный характер.

В соответствии с частью 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

– органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а именно: а) органы внутренних дел Российской Федерации; б) органы ФСБ России; в) органы ФСО России; г) органы ФТС России; д) органы СВР России; е) органы ФСИН России; ж) органы ФСКН России; з) оперативные подразделения органов внешней разведки Минобороны России (ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

– определенные законом должностные лица ФССП России;

– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

– органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России.

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление совершается вдали от населенных пунктов, а порой – и вообще за пределами основной территории России. Следовательно, быстрое прибытие должностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с частью 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий также возлагаются на:

– капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

– руководителей геологоразведочных партий и зимовок, расположенных в удаленных местах;

– глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев:

– начальника органа дознания;

– начальника подразделения дознания;

Начальник органа дознания – это должностное лицо, осуществляющее общее руководство органом дознания, а также ведомственный контроль за деятельностью дознавателей.

При этом необходимо обратить внимание, что УПК РФ прямо не предусматривает, какие конкретно должностные лица наделяются полномочиями начальников органов дознания. Данный вопрос регламентируется ведомственным законодательством (см., например, ст. 8–9 Закона Российской Федерации «О милиции»; ст. 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»).

В соответствии со статьей 41 УПК РФ начальник органа дознания (его заместитель) вправе: а) поручать осуществление полномочий органа дознания конкретному дознавателю; б) давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания.

Существует и еще одно специфическое полномочие начальника органа дознания: так, если определенное процессуальное решение относится к компетенции не собственного дознавателя как должностного лица, а именно органа дознания, то оно подлежит утверждению начальником органа дознания.

Таким образом, законодатель предусматривает два различных порядка принятия решений в процессе деятельности органов дознания:

– принятие решения органом дознания. В данном случае постановление выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. Подобная форма принятия решений распространяется главным образом на проведение органом дознания неотложных следственных действий в порядке части 1–3 ст. 157 УПК РФ;

– принятие решения дознавателем как должностным лицом. В данном случае постановление дознавателя согласованию с начальником органа дознания не подлежит. Данное правило касается полномочий органов дознания, установленных главой 32 УПК РФ.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания осуществляет непосредственное руководство деятельностью дознавателей и контроль за законностью и обоснованностью их действий (бездействия) или решений.

Следовательно, руководитель подразделения дознания представляет собой как бы промежуточное положение в системе определенного органа дознания. Появление подобной процессуальной фигуры на поле российской уголовной юрисдикции было обусловлено сложной, многозвенной структурой дознания; практической невозможностью начальника органа дознания в ряде случаев осуществлять непосредственный контроль за деятельностью подчиненных дознавателей.

Так, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям начальник подразделения дознания уполномочен: а) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении и принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; б) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; в) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; г) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Помимо этого начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении возложенных на него полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Эти указания обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть им обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные предусмотренные законом полномочия (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, дознаватель – это субъект уголовной юрисдикции, на которого возложено непосредственное осуществление полномочий органа дознания.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 41 УПК РФ дознаватель самостоятельно направляет ход расследования по уголовному делу, находящемуся в его производстве, имеет право производить процессуальные действия, а также принимать решения по делу. Вместе с тем дознаватель обладает значительно меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, поскольку многие свои решения должен согласовывать с начальником органа дознания. В предусмотренных законом случаях дознаватель должен согласовывать проведение процессуальных мероприятий и принятие процессуальных решений с судом и (или) прокурором. Указания прокурора или начальника органа дознания обязательны для дознавателя, однако он может их обжаловать соответственно прокурору или вышестоящему прокурору. Обжалование таких указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель не может быть допущен к производству предварительного расследования в форме дознания, если ранее он участвовал в проведении по этому уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

3. Процессуальный статус органа дознания и дознавателя

Орган дознанияэто государственный орган или должностное лицо, уполномоченное Уголовно-процессуальным кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

Исходя из определения, данного в ст. 5 УПК РФ, органом дознания являются в одном случае государственные учреждения (органы внутренних дел, таможенные органы, органы Государственной противопожарной службы и др.), а в другом – руководители учреждений (Главный судебный пристав РФ, старшие судебные приставы, командиры воинских частей, капитаны морских судов и т. д.). Более полный перечень органов дознания дан в ст. 40, 151 УПК РФ.

Круг полномочий, отнесенных к компетенции органа дознания, нацелен на организацию производства предварительного расследования в форме дознания. В связи с этим органы дознания уполномочены:

– осуществлять дознание по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным кодексом к их компетенции;

– выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;

– возбуждать уголовные дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ.

Указанные полномочия начальник органа дознания или его заместитель возлагают на дознавателя, за исключением случая, когда это лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознавательэто должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п.7 ст. 5 УПК РФ).

Правовой статус и полномочия дознавателя зависят от его взаимоотношений с органом дознания. В этой связи выделяют два вида дознавателей.

1. Дознаватель – сотрудник органа дознания. К ним относятся сотрудники милиции, органов ФСБ и т. д. Они уже по должности обладают процессуальными правами и обязанностями дознавателя и вправе без каких-либо ограничений самостоятельно выполнять все действия, возложенные уголовно-процессуальным законом на дознавателей.

2. Дознаватель – лицо, находящееся в подчинении у руководителя учреждения, наделенного статусом органа дознания. В должностные обязанности этих лиц не входит осуществление функций дознавателя. Они их выполняют только по прямому указанию должностного лица, являющегося органом дознания, которое делегирует им свои полномочия. Сотрудник, которому эти права были делегированы, не обладает широким кругом полномочий дознавателя. Он вправе производить лишь те действия, которые были определены должностным лицом, обладающим статусом органа дознания. Такие дознаватели не обладают самостоятельностью в принятии решений, так как правовой институт делегирования полномочий предусматривает необходимость утверждения процессуальных постановлений руководителем учреждения.

Согласно ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение, и выполнять указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ. Конкретные полномочия дознавателя предусмотрены специальными нормами УПК РФ, регулирующими порядок и сроки дознания.

Дознаватель не может участвовать в производстве по определенному уголовному делу, если он:

– является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по этому делу;

– выполнял функции иного участника по данному делу (например, был свидетелем или привлекался в качестве специалиста);

– является родственником любого из участников производства по данному делу.

Помимо общих обстоятельств, препятствующих участию дознавателя в производстве по делу, ч. 2 ст. 41 УПК РФ называет еще одно обстоятельство: «Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия».

При наличии любого из указанных оснований дознаватель должен устраниться от участия в производстве по уголовному делу. В противном случае любой из участников уголовного процесса может заявить ему отвод.

Читайте также  Жалоба на квартирантов образец
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector