Как оформлять на работу беженцев и переселенцев?

Как оформлять на работу беженцев и переселенцев?

Особенности трудоустройства украинских беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ

В связи с известными событиями на Украине число людей, прибывающих оттуда в РФ, ощутимо возросло. По этой причине у работодателей возникают вопросы об особенностях трудоустройства беженцев с Украины.

По общему правилу, в соответствии с п. 1 ст. 2, пп. 11, п. 4 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон № 115-ФЗ), иностранные граждане и лица без гражданства имеют право работать в России только при наличии разрешения на работу, а работодателю для их приёма на работу необходимо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, признанных беженцами на территории РФ, до утраты ими (лишения их) статуса беженца.

Согласно ст. 1 ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах», беженцем признаётся лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.

Лицу, признанному беженцем, ФМС РФ либо его территориальным органом выдаётся соответствующее удостоверение. Удостоверение выдаётся на срок не более чем на 3 года. Данное удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.

Возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ является временным убежищем .

Лицу, получившему временное убежище, выдаётся свидетельство установленной формы. Получившие временное убежище и прибывшие с ними члены семьи обязаны встать на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Важно отметить, что лицо, въехавшее на территорию РФ без визы и не обратившееся в органы миграционной службы с заявлением о признании беженцем или не получившее временное убежище, получает статус временно пребывающего. В таком случае приём на работу проводится в общем порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан. При этом гражданин Украины должен оформить разрешение на работу.

Временные правила предоставления временного убежища на территории РФ гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию РФ в поисках убежища, в упрощённом порядке установлены ПП РФ от 22.07.2014 № 690.

Итак, украинцам, признанным беженцами, равно как и украинцам, получившим временное убежище на территории РФ, разрешение на работу не требуется. Н е требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников с Украины и работодателю.

Таким образом, приём на работу иностранца-беженца ничем не должен отличаться от приёма на работу гражданина РФ.

Однако судебная практика показывает, что некоторые ограничения всё же есть.

В качестве примера рассмотрим Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 № 15АП-9683/12.

Из материалов дела: ИП обратился в суд с заявлением к Управлению ФМС по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления, которым предприниматель привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ (несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности). Заявление мотивировано тем, что отсутствует событие правонарушения, так как в силу п. 9 ст. 8 Закона «О беженцах» лица, получившие временное убежище, принимаются на работу по найму наравне с гражданами РФ, т. е. без ограничений.

Изучив материалы дела, арбитражный суд пришёл к следующему выводу:

В соответствии с ч. 5 ст. 18.1 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Правительство РФ вправе ежегодно с учётом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ. При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учётом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1086 установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли в палатках и на рынках в размере 0 (ноль) процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами, на 2012 год.

При таких обстоятельствах иностранного гражданина, хотя и имеющего статус беженца, работодатель — индивидуальный предприниматель не имел права привлекать к торговле.

Таким образом, вина индивидуального предпринимателя в непринятии мер по недопущению использования иностранной рабочей силы в нарушение названных квот считается доказанной.

С изложенной позицией суда сложно согласиться, т. к. она по сути противоречит положениям пп. 9 п. 1 ст. 8 Закона № 4528-1, по смыслу которого беженцы приравнены в своих правах на трудоустройство к гражданам России. Следовательно, установленные ПП РФ ограничения в части допустимой доли иностранных работников (а именно 0 %) на соответствующий календарный год работодатель, принимающий на работу беженца, соблюдать не обязан.

Также, согласно абз. 14 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ, под иностранным работником понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. В приказе Минтруда РФ от 15.01.2013 № 9н «Об утверждении разъяснения о применении постановления Правительства РФ от 01 декабря 2012 г. № 1243 «Об установлении на 2013 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории РФ»» закреплено, что данное ПП РФ не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрированных в России в качестве индивидуальных предпринимателей, и граждан, имеющих разрешение на временное проживание, а также вид на жительство (поскольку под иностранными работниками закон понимает иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность, не имеющих вида на жительство или разрешения на временное проживание).

Законными исключениями, на которые недопустимо принимать иностранца, являются вакансии, закреплённые в ст. 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 115-ФЗ:

на стратегических военных предприятиях;

должности государственной или муниципальной службы;

должности и организации, связанные с гостайной и безопасностью.

Вывод: с иностранцем, имеющим статус беженца, заключается трудовой договор в общем порядке, однако, помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, он обязан также предъявить работодателю удостоверение беженца.

Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» беженцы не отнесены ни к одной из категорий застрахованных в рамках обязательного страхования граждан, в данном случае к ним следует применять правила по аналогии с п. 1 ст. 7 данного закона, который регулирует порядок страхования временно пребывающих иностранцев. Таким образом, если иностранный гражданин работает по трудовому договору, заключённому на срок более 6 месяцев, то он подлежит обязательному пенсионному страхованию и при приёме на работу должен предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При приёме на работу иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, предъявлять такое свидетельство им не нужно. В соответствии со ст. 1, п. 2 ст. 7 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», если лицо впервые поступает на работу, то получает страховое свидетельство через работодателя.

Также иностранные граждане при приёме на работу не представляют документы воинского учёта, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона № 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Особо следует отметить, что, согласно письму Минфина РФ от 3 сентября 2014 г. за № БС-4-11/17606, в случае нахождения сотрудника организации, являющегося беженцем, в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо не будет признаваться налоговым резидентом РФ. В этой связи его доходы от источников в РФ подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов, установленной абзацем первым п. 3 ст. 224 Кодекса. По истечении указанного срока беженец становится резидентом, и отчисления с его заработной платы составят 13 процентов.

Важно : иностранцу необходимо будет завести новую трудовую книжку российского образца, т. к. трудовая книжка, например, украинского образца на территории РФ не признаётся. Исключением является, если украинец представит трудовую книжку советского образца, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории РФ.

Несмотря на принятые в 2014 г. изменения к Закону № 115-ФЗ, которые значительно упрощают процедуру получения статуса беженца, эта процедура довольно длительная, и многие вынужденные переселенцы стараются не сидеть на иждивении у приютившего их государства, а ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Приём на работу беженцев без статуса отличается от приёма получивших такой статус.

В данной ситуации работодателю необходимо чётко соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

1. Для трудоустройства мигрантов организация или ИП должны получить специальное разрешение;

2. С работником в общем порядке заключается трудовой договор. Помимо документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, работник должен предоставить:

разрешение на работу (действует 1 год, но истечение срока не является основанием для увольнения по инициативе работодателя);

визу, если он прибыл из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме;

разрешение на временное жительство или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца на территории РФ.

Важно отметить, что до получения иностранным гражданином статуса беженца (удостоверения беженца) целесообразно заключать срочный трудовой договор, дата прекращения которого должна соответствовать сроку имеющегося разрешения на работу.

Принимаем на работу беженца: какие нужны документы и как оформить

Можно ли российскому работодателю принять на работу гражданина Украины, признанного беженцем на территории РФ? Какие документы должен представить такой гражданин при приеме на работу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Российский работодатель вправе принять на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца: разрешение на привлечение и использование иностранных работников в этом случае ему не требуется. Документы, необходимые для трудоустройства беженца, перечислены ниже.

По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность лишь при наличии разрешения на работу (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — «Закон N 115-ФЗ»). Однако такой порядок не распространяется на категории иностранных граждан, перечисленные в подпунктах 1-12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, в том числе на лиц, признанных беженцами на территории РФ (пп. 11 указанной нормы).

В свою очередь, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I «О беженцах» (далее — «Закон о беженцах») также установлено, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с законодательством РФ. Соответственно, гражданину Украины, признанному беженцем в РФ, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу, а его работодателю в этом случае не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Согласно части пятой ст. 11 ТК РФ действие трудового законодательства в полной мере распространяется и на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, если с иностранным гражданином заключается трудовой договор, то он обязан предъявить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ (с учетом ряда особенностей):

— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина. В рассматриваемой ситуации это должно быть удостоверение беженца, так как в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона о беженцах при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем;

— трудовую книжку. Республика Украина входила в состав СССР, соответственно, если иностранный гражданин представит трудовую книжку образца 1974 г. или 2004 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1 «Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника»);

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Поскольку в силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона о беженцах лица, обладающие этим статусом, имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ, полагаем, что данные лица подлежат обязательному пенсионному страхованию в РФ. Поэтому при заключении трудового договора страхователь имеет право потребовать от иностранного гражданина СНИЛС (часть первая ст. 15 Закона N 27-ФЗ). Вместе с тем лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, получает СНИЛС через страховател

я (п. 2 ст. 7 Закон N 27-ФЗ). Аналогичная норма закреплена в ст. 65 ТК РФ. Иными словами, если у застрахованного лица есть страховое свидетельство, то оно должно быть представлено страхователю (организации) при заключении трудового договора. Если же физическое лицо впервые поступает на работу, не имея СНИЛС, то работодатель обязан в установленный срок представить органам ПФР сведения об этом лице, получить на застрахованное лицо СНИЛС и безвозмездно под расписку передать его застрахованному физическому лицу (часть вторая ст. 15 Закона N 27-ФЗ).

Документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

30 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как принять беженца на работу: особенности оформления и законодательная база

Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой — беженцы – мигранты с особым статусом и по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами РФ.

Однако трудности в том, что на протяжении нескольких месяцев эти лица могут находиться в «подвешенном» состоянии — в неопределённом правовом статусе, соответственно, и трудоустроиться им в это время проблематично. Новый закон N 127-ФЗ от 5.05. 2014г., вносящий поправки в закон №115-ФЗ об иностранных гражданах, призван максимально упростить процедуру легализации беженцев. Принятие данного закона, введение ускоренного получения статуса беженца и оформления гражданства вызваны сложной внешнеполитической обстановкой и небывалым наплывом вынужденных переселенцев с юго-восточных областей «незалежной» Украины. Соответственно, для многих российских работодателей в 2014 году остро встал вопрос, как принять на работу беженца из Украины.

Основания для пребывания беженцев на территории РФ

Порядок трудоустройства переселенца зависит от правовых оснований, на которых он находится на территории РФ. Традиционно всех иностранных граждан из сопредельных государств, пересёкших границу нашей страны из-за сложной гуманитарной обстановки на родине, называют беженцами. Однако это не совсем соответствует действительности.

Для признания иностранца беженцем ему необходимо пройти установленную бюрократическую процедуру, которая занимает некоторое время, как правило, 3-6 месяцев. К тому же далеко не все переселенцы стремятся «легализоваться», надеясь «пересидеть» трудное время у родственников или в центрах временного размещения, и при первой возможности вернуться в родные края.

Таким образом, иностранный гражданин, бежавший к нам из своей страны, может находиться в следующих статусах:

  • подал ходатайство о признании беженцем;
  • признан беженцем;
  • получил временное убежище.

Чем отличаются эти статусы и как они влияют на порядок трудоустройства? Приехав на территорию России, переселенец должен определиться, в каком качестве он планирует здесь находиться. Временно пребывать в стране в течение 90 дней можно по миграционной карте, а затем нужно либо выехать за пределы, либо подать документы в ФМС на получение того или иного статуса.

Что касается украинских граждан, многие из них останавливаются именно на варианте временного пребывания, рассчитывая на скорое возвращение домой. Найти легальную работу без специального разрешения в этом случае нельзя, а получив «добро» на трудоустройство от миграционных служб и заключив с работодателем трудовой договор, миграционную карту можно будет продлить на год.

Считаться беженцами переселенцы могут на протяжении 3 лет (фото: freedigitalphotos.net).

Те, кто планирует остаться и окончательно обосноваться в России, стараются как можно раньше подать заявление в миграционные органы, чтобы получить официальный статус и соответствующие ему права. Так, статус беженца дает возможность поступить на работу без каких бы то ни было дополнительных разрешений и квот, иметь социальные льготы и пенсию от государства.

Считаться беженцем переселенец может до 3 лет, всё это время он живёт по «паспорту беженца» (удостоверению личности), а его национальный паспорт хранится в органе ФМС.

Получить временное убежище вместо статуса беженца – хороший вариант для тех, кто не планирует надолго задерживаться в России. В этом случае свой паспорт переселенец сдаёт в миграционную службу в обмен на свидетельство временно проживающего на территории РФ, которое даёт ему право свободно трудоустраиваться и, при необходимости, получать медицинскую помощь. Такое разрешение выдаётся обычно на год, но, если обстоятельства не позволяют иностранцу вернуться на родину, временное убежище можно продлить.

Условия приёма на работу беженцев и вынужденных переселенцев

Работодателю проще всего принять на работу сотрудника со статусом беженца. «Корочки» беженца дают такие же права при трудоустройстве, как у любого российского гражданина. Исключением являются вакансии, которые иностранец не может занимать по закону N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14). К ним относят:

  • работу на стратегических военных предприятиях;
  • военную, государственную или муниципальную службу;
  • должности и организации, связанные с гостайной и безопасностью.

Аналогично решается проблема, как принять на работу беженца, получившего временное или политическое убежище: для таких мигрантов не требуется разрешения, чтобы оформить трудовой контракт с юридическим или частным лицом. При этом работодатель не должен уведомлять миграционную службу, центр занятости населения и ИФНС о поступлении на предприятие такого сотрудника.

Но здесь есть один нюанс – все эти возможности предоставляются переселенцу только тогда, когда он официально обретает статус беженца. Самый быстрый способ его получения – при пересечении границы в миграционной карте проставить отметку в графе «цель визита» — беженец, а по прибытии на российскую территорию сразу обратиться в отдел по гражданству в органы ФМС.

Бумаги, которые нужно иметь при себе: паспорт, свидетельства о рождении детей, дополнительные документы, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно, чтобы все документы были переведены на русский язык. Кроме того, в процедуру подачи ходатайства входит фотографирование и сдача отпечатков пальцев.

В связи с массовым наплывом желающих, миграционные службы переполнены переселенцами, однако всё-таки стоит «потолкаться» в очереди и подать ходатайство, ведь официальный статус беженца даёт массу преимуществ:

  • предоставление временного жилья;
  • оказание медицинской помощи в объёмах, предусмотренных обязательным медицинским страхованием;
  • возможность свободной работы по найму или самозанятости;
  • содействие в трудоустройстве и переобучении;
  • социальная защищённость как у граждан РФ;
  • право в упрощённом порядке получить вид на жительство и российское гражданство.

Загвоздка в том, что после подачи ходатайства ждать оформления паспорта беженца можно достаточно долго, а в это время нужно на что-то жить. Здесь и возникает проблема с поиском и официальным устройством на работу.

Читайте также  Чем занимается краевой суд

Как трудоустроить беженца без статуса (фото: Photographee.eu - Fotolia.com).

Варианты трудоустройства беженцев без статуса

Какие варианты трудоустройства может рассматривать вынужденный переселенец?

  1. Получить разрешение на работу (для найма к юрлицу и ИП) или патент (для труда на законных основаниях у частного лица), для чего обратиться в миграционную службу. Отсутствие документов, разрешающих работать на территории РФ, наказывается штрафом в размере 2–5 тыс.руб. и депортацией за пределы страны.
  2. Получить разрешение на временное проживание на срок до 3 лет. Данный статус УФМС присваивает иностранному гражданину по его заявлению, если по месту обращения переселенца есть свободные квоты, выдающиеся разным регионам в зависимости от демографической и экономической ситуации в субъекте Федерации. Наличие РВП даёт право на трудоустройство без оформления разрешения на работу.
  3. Русскоязычные граждане, проживающие на постсоветском пространстве, могут не подавать документы на беженство, а заявиться на участие в программе переселения соотечественников. Данная программа предусматривает ряд льгот и пособий, помощь в переселении в выбранный регион и содействие в трудоустройстве. В кратчайшие сроки (до 3 месяцев) такой беженец получает российское гражданство, а с ним и все права в полном объёме.
  4. С июня 2014 года процедура получения гражданства для беженцев – носителей русского языка упрощена. Для этого не нужно проживать в России 5 лет, но необходимо отказаться от паспорта бывшей родины, доказать, что во времена СССР семья проживала на его территории и сдать экзамен по русскому языку.

Приём на работу беженцев без статуса

Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть сложа руки на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.

Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?

В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

1. Организация или ИП не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:

  • заявление;
  • проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
  • данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
  • копии регистрационных и учредительных документов организации.

Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых иностранных работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.

2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает в УФМС, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.

Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.

3. С работником заключается стандартный трудовой договор. Для этого беженец предъявляет паспорт, диплом об образовании, трудовую книжку, если ранее он уже работал у российских работодателей.

Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:

  • миграционная карта;
  • виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);
  • разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.

При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.

Как оформлять на работу беженцев и переселенцев?

В связи с военными событиями на Донбассе, его жители спасаются от них в России, растворяясь в городах милионниках — Москве и Санкт-Петербург. Обустраиваясь на новом месте, они ищут работу в Санкт-Петербурге. Для оформления отношений с работодателем они должны иметь один из статусов: беженца / временное убежище.

Беженец: понятие, порядок получения

Беженцами называются лица, которые вследствие опасных для них обстоятельств покидают собственную страну, не могут пользоваться ее защитой как граждане, не могут / не хотят туда возвратиться в силу существования опасности. Для оформления данного статуса заинтересованное лицо подает ходатайство, которое рассматривается в два этапа: предварительное рассмотрение; по существу.

На период предварительного рассмотрения выдается соответствующее свидетельство. После окончания процедуры совершеннолетнему украинскому гражданину выписывается удостоверение беженца.

Орган, куда подаются документы, – ФМС.

Срок действия статуса – без ограничения.

Украинский паспорт (иной украинский паспортный документ) при этом изымается, передается в ФМС на хранение.

Временное убежище: понятие, порядок получения

Временное убежище предоставляется украинским гражданам, покинувшим зону конфликта, которые не могут рассчитывать на статус беженца, но и выдворить из РФ их также нельзя в связи с продолжающейся опасностью. Оно дается на годичный срок, по его истечению – вновь продлевается на такой же период, если основания его предоставления не изменились.

Орган присвоения статуса – ФМС.

Срок рассмотрения документов – три месяца.

После сдачи документов лицо получает справку, подтверждающую законность нахождения в РФ, но не относящуюся к документам, удостоверяющим личность. Окончательным документом для украинских граждан, оформившим убежище, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Украинский паспорт (иной украинский паспортный документ) при этом изымается, передается в ФМС на хранение.

Особенности трудоустройства беженцев, лиц с временным убежищем

При оформлении трудовых отношений для данной категории действуют следующие правила:

не требуется разрешение на работу или патент, как для обычных иностранцев (до 16.05.2014 года такое разрешение требовалось, за нарушение данного требования полагается штраф согласно КоАП РФ);

не оформляется разрешение на привлечение относительно таких работников;

не допускается трудоустройство в силовые, воинские структуры, организации, связанные с оборотом ядерного оружия, с использованием государственной тайны, на госслужбу – это общее ограничение для иностранцев;

не требуется уведомление миграционного органа, службы занятости о трудоустройстве;

прием на работу беженца допускается на основании свидетельства о рассмотрении ходатайства о статусе беженца по существу / удостоверения беженца, а лица с временным убежищем – на основании свидетельства о предоставлении временного убежища;

обязательное оформление работодателем страхового свидетельства;

необходимость оформления российским работодателем новой трудовой книжки (книжка украинского образца пенсионными органами РФ не признается) без переноса предыдущих записей. При наличии у работника книжки советского образца заведение новой не требуется;

необходимость нотариального перевода диплома (на русский язык);

необходимость предоставления карты миграционного учета;

документы воинского учета не требуются, поскольку граждане Украины военнообязанными в РФ не являются;

позиция госорганов является спорной относительно уведомления налоговых органов при приеме украинских беженцев. Срок уведомления – 10 дней после оформления трудовых отношений. Обязанность по уведомлению возложена на работодателя, однако, по мнению Президиума ВАС РФ, при трудоустройстве работника, въехавшего без визы, подавать такое уведомление не нужно.

Документы, подаваемые украинскими беженцами, для приема на работу:

документ, подтверждающий статус;

трудовая книжка (при наличии);

документ об образовании;

страховое свидетельство (при наличии);

полис добровольного медстрахования (только для получивших временное убежище);

справка об отсутствии / наличии уголовного преследования / судимости – если трудовая деятельность связана с несовершеннолетними.

Налоги, обязательные платежи для украинских беженцев

Беженец с Украины независимо от полученного статуса являются в РФ временно пребывающим. Для налогообложения доходов он должны находиться на налоговом учете – для этого ему присваивается идентификационный номер, выдается соответствующее удостоверение.

При налогообложении доходов украинских беженцев применяются общие правила с учетом таких особенностей.

НДФЛ (налог с доходов граждан)

Объектом налогообложения являются доходы от трудовой деятельности, иные доходы (материальная помощь, подарки, дивиденды и др.). Размер налога зависит от наличия / отсутствия статуса налогового резидента, он обуславливается фактическим местонахождением украинского гражданина в России. Налоговыми резидентами признаются украинские беженцы, находящиеся в течение последнего года в РФ не менее 183 дней. Факт пребывания необходимо подтвердить документально, в том числе картами миграционного учета. 12-месячный период должен быть непрерывным, может начинаться в одном календарном году и заканчиваться в другом. В 12-месячный период включается временной промежуток перед заключением трудового договора. Ставка НДФЛ для иностранцев при отсутствии статуса налогового резидента – 30 %, при его наличии – 13 %.

До 01 января 2015 года украинские беженцы платили НДФЛ первые 183 дня после прибытия в РФ 30 %, а по их истечении – 13 %. С 01 января 2015 года им было предоставлено льготное налогообложение трудовых доходов на уровне 13 %.

Пример. Если украинский гражданин только прибыл в РФ, до получения любых статусов он платит налог с зарплаты (вознаграждения) – 30 %. После присвоения статуса – 13 %, но только на выплаты от трудовой деятельности, все иные доходы – по ставке 30 %. После пребывания в РФ более 183 дней безвыездно, он становится налоговым резидентом и по всем доходам платит 13% налог.

Налоговыми агентами признаются юридические лица, предприниматели, пользующиеся наемным трудом беженцев и выплачивающими зарплату, вознаграждение. Они до приобретения украинскими гражданами какого-либо статуса удерживают с их доходов 30 % налог, а после оформления беженца / временного убежища – 13 % налог. Налоговый статус работника определяется налоговым агентом в индивидуальном порядке на каждую дату получения дохода. Окончательный налоговый статус украинских беженцев определяется по результатам налогового периода. Если лицо так и не стало налоговым резидентом, 30 % НДФЛ не пересчитывается. При изменении такого статуса в периоде излишне удержанные суммы возвращаются работнику после заполнения налоговой декларации.

Пенсионные взносы для украинских беженцев

До 01 января 2015 года застрахованными лицами являлись только те украинские беженцы, которые заключили трудовой / гражданско-правовой договор на постоянной основе или на срок не менее 6 месяцев на протяжении календарного года. Доходы иных украинских работников обложению взносами не подлежали. С 01 января 2015 года все украинские беженцы являются застрахованными независимо от срока / даты оформления договора с ними.

Страховой тариф ПФР установлен наравне с россиянами по ставкам 22 и 10 % (независимо от возраста). На работодателя возлагается обязанность оформления страховых свидетельств пенсионного страхования для беженцев. Пенсионный фонд по месту их пребывания обязан открыть таким лицам индивидуальный счет в течение трех недель со дня предоставления ему анкеты застрахованного лица – украинского гражданина.

Социальное страхование для украинских беженцев

Здесь выделяют две категории взносов:

Взносы по нетрудоспособности (больничные, беременность, роды) – они не уплачиваются временно проживающими иностранцами, поскольку данная категория лиц не страхуется от наступления данных страховых случаев. Украинские беженцы данные взносы также не платят.

Взносы на случай травматизма – их уплачивают российские граждане, иностранцы, оформленные по трудовым договорам. По гражданско-правовому договору их уплата производится, если это предусмотрено его условиями. Поэтому привлечение беженца к трудовой деятельности неизбежно связано с уплатой взносов на травматизм.

Медицинское страхование

Украинские беженцы, в отличие от обычных иностранцев, имеют доступ к медицинской помощи наравне с россиянами, поэтому их доходы облагаются страховыми выплатами в ФФОМС. Лица с временным убежищем данные взносы не платят, поскольку права на медпомощь не имеют.

Социальное обеспечение беженцев, лиц с временным убежищем

Беженцы из Украины более социально защищены, нежели лица, имеющие временное убежище. Несмотря на неуплату ними взносов по нетрудоспособности (ФСС), они имеют право на:

медицинскую, лекарственную помощь;

содействие в трудоустройстве;

социальную защиту, социальное обеспечение;

места для детей в садиках, школах (при наличии мест).

Беженцам выплачивается такие пособия:

по беременности, родам;

единовременная помощь женщинам, пребывающим на учете с ранних сроков беременности;

при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Лица с временным убежищем на данные пособия рассчитывать не могут. Также украинские граждане, находящиеся в связи с военным конфликтом в РФ, не имеют права на пособие по нетрудоспособности. При наступлении травматизма на производстве беженцы получают помощь от работодателя за счет специальных взносов по травматизму.

Право на пенсию возникает только у беженцев и только на период действия статуса, временное убежища такой возможности не предоставляет.

Пособия по инвалидности, потере кормильца выплачивают всем приехавшим украинским беженцам – требуется удостоверение беженца, документы об инвалидности, потере кормильца (при отсутствии последних проходится медицинский осмотр).

Беженцы из Украины имеют право оформить медицинский страховой полис, тогда медпомощь предоставляется им из фонда обязательного медицинского страхования. Основанием для получения полиса являются удостоверение беженца / свидетельство о рассмотрении заявления о признании беженцем. Лицам с временным убежищем оказывается только экстренная помощь, плановая амбулаторная и стационарная помощь.

Трудоустройство украинцев, не получивших какого-либо статуса

Многие украинцы покидающие зону конфликта, не оформляли каких-либо статусов – тогда они считаются временно пребывающими иностранцами, причем виза на их въезд не требуется.

Для принятия их на работу следует работодателю:

оформить въездное приглашение (при необходимости);

заключить договор (трудовой, гражданско-правовой);

поставить на миграционный учет после трудоустройства в течение семи дней;

сообщить в миграционный оран, службу занятости в трехдневный срок.

При этом такие украинские граждане обязаны оформлять разрешение на работу, однако для безвизовых иностранцев, разрешение на привлечение от работодателя не нужно. Данное разрешение действует в пределах определенного региона РФ – данное ограничение не касается высококвалифицированных специалистов. Российским законодательством определен перечень профессий иностранцев, которым разрешается работать в другом регионе продолжительностью не больше 90 дней на протяжении года, если работа имеет разъездной характер.

Срок нахождения украинцев без статуса в РФ

Украинцы принадлежат к категории безвизовых иностранцев, непрерывное пребывание которых не должно превышать 90 дней, при условии оформлении регистрации. Данный срок может быть продлен на период трудового / гражданско-правового контракта, но более одного года. После обострения конфликта временно пребывающим украинцам разрешили находиться в России до 270 дней – перед окончанием 90-дневного срока лицо должно обратиться в ФМС для продления безвыездного пребывания еще на 180 дней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector