КБК для уплаты денежных взысканий (штрафов)
Больше материалов по теме «Коды бюджетной классификации (КБК) на 2021 год» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
ВЗЫСКАНИЯ, ШТРАФЫ | КБК |
---|---|
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 116, 118, п. 2 ст. 119, ст. 119.1, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, ст. 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1 НК РФ | 182 1 16 03010 01 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 129.2 НК РФ | 182 1 16 03020 02 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП РФ | 182 1 16 03030 01 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт | 182 1 16 06000 01 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций | 182 1 16 31000 01 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также законодательства РФ и в области экспортного контроля | 182 1 16 05000 01 0000 140 |
Немного подробнее об уплате штрафов и денежных взысканий
Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах
Штрафы выписываются на нарушение федерального законодательства о налогах и сборах, а также за административные нарушения. Полный перечень нарушений, влекущих за собой штраф, содержится в Налоговом и Уголовном кодексе РФ.
Каждый вид правонарушения, карающийся штрафом, регулируется государственными органами различных уровней, поэтому и получатели штрафа будут различные. Вот почему так важно при уплате штрафа указывать в платежном поручении правильный КБК.
- За нарушение бюджетного законодательства на федеральном уровне 1 16 18010 01 0000 140.За недоимку в Пенсионный фонд – 1 16 20010 06 0000 140.
- За невыплату в положенное время взносов в ФСС – 1 16 20020 07 0000 140.
- За неуплату взносов в ФФОМС – 1 16 20030 08 0000 140.
- Штраф за выявленные проверкой нарушения работы с наличностью, произведения кассовых операций, использования специальных счетов в банке (если это было обусловлено требованиями) – 1 16 31000 01 0000 140.
- За нарушения, связанные с использованием валюты 1 16 05000 01 0000 140.
Прочие штрафные поступления
- 18811643000016000140 – за административные правонарушения.18811690010016000140 – возмещение ущерба в федеральный бюджет.
- 18811690050056000140 – возмещение ущерба в бюджеты муниципальных районов.
Уплата штрафов ГИБДД
Самый широко распространенный вид штрафных начислений. Начисленный штраф подлежит своевременной уплате ( в течение 2 месяцев), иначе налицо новое правонарушение, в свою очередь, также караемое штрафом и дополнительными неприятными мерами в отношении неплательщика.
60 предоставляемых для оплаты дней начинают отсчитываться с выдачи на руки квитанции на штраф или после получения письма-квитанции, выписанной по данным камер фиксации.
Новшества, принятые в 2016 году, грозят неплательщикам штрафов ГИБДД такими карами:
- несвоевременная уплата ведет за собой штраф в двукратном размере;
- злостный неплательщик может быть арестован на 15 суток;
- можно оказаться принужденным к общественным работам на срок до 50 часов.
Все зависит от решения судьи, который берет во внимание прежде всего серьезность допущенного автонарушения.
Реквизиты для оплаты
Если вы получили извещение о начисленном вам штрафе от ГИБДД, его надо оплатить по правильным реквизитам. Обратите внимание, коды бюджетной классификации по этому виду штрафов одинаковы для всех регионов РФ, они зависят от того, какой у вас автомобиль и что именно вы на нем нарушили. Ищите необходимый вам КБК среди нижеперечисленных.
КБК для уплаты штрафов в 2019 и 2020 году
В статье описаны КБК на денежные взыскания — штрафы 2020 года за неисполнение норм налогового кодекса, кодекса об административных правонарушениях и шифры, которые обозначают платежи за несоблюдение безопасности на дорогах.
Физические лица и предприятия иногда нарушают законодательство ненамеренно, но в любом случае несоблюдение влечет за собой наказание согласно КоАП и НК РФ. Перед уплатой пеней необходимо заполнить платежку, в которой указывается КБК на штраф. Код подскажет получателю, какой это платеж, и поможет своевременно зачислить деньги в соответствующий бюджет.
Административные правонарушения
Административные нарушения — это противоправные действия в отношении законов и устава КоАП РФ ФЗ № 195 от 30.12.2001 (ред. 27.12.2018). Согласно гл. 2 КоАП РФ, к административной ответственности привлекаются как физ-, так и юр.лица, в том числе иностранцы.
Законодательство РФ предполагает список противоправных деяний, за которые граждане и юридические лица отвечают перед законом и платят штрафные санкции. Полный перечень предоставляется в разделе II КоАП РФ. Суммы штрафов утверждены в ст. 3.5 гл. 3 КоАП РФ.
Если так вышло, что ИП, организация либо гражданин совершили какое-либо из перечисленных деяний и подверглись санкции, то при уплате пеней в платежном поручении нужно указать КБК на административный штраф.
Платеж
КБК
Нарушение по налогам и сборам, предусмотренные КоАП РФ (федеральные госорганы, Центробанк, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ)
182 1 16 03030 01 6000 140
Нарушение законодательства РФ об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 20.25 КоАП РФ (федеральные органы, Центробанк, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ)
182 1 16 43000 01 6000 140
Нарушение законодательства о налогах и сборах
Иногда граждане и юр.лица уклоняются от уплаты сборов, несвоевременно вносят налоговые средства либо нарушают другие законы налогового законодательства РФ. За эти действия сотрудники ФНС накладывают штрафные санкции на виновника, которые оплачиваются с указанием соответствующих шифров, классифицирующих платеж, в квитанции.
Платеж
КБК
Нарушение законодательства о налогах и сборах
182 1 16 03000 00 0000 140
Нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 1191, 1192, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125. 126, 1261, 128. 129, 1291, 1294, 132, 133, 134. 135, 1351, 1352 НК РФ
182 1 16 03010 01 6000 140
Уклонение от уплаты налогов и/или сборов, сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и/или сборов, за неисполнение обязанности налогового агента (федеральные государственные органы, Центробанк, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ)
182 1 16 03040 01 6000 140
Нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 129.6 НК РФ (федеральные государственные органы, Центробанк, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ)
182 1 16 03050 01 6000 140
Штрафы ГИБДД
Несоблюдение закона о безопасности на дорогах — это административное правонарушение, за которое на владельца транспортного средства возлагается штраф согласно КоАП РФ. Чтобы заполнить платежку при оплате денежного взыскания, используются КБК, указанные в таблице:
Платеж
КБК
Штрафы за нарушения правил дорожного движения, (ст. 12.21, 12.22–12.31.1, 12.36.1 гл. 12 КоАП РФ)
182 1 16 30000 01 0000 140
Штрафы за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения, (ст. 11.21, 11.27 гл. 11 КоАП РФ, 12.21.1, 12.21.2, 12.33, 12.34 гл. 12КоАП РФ)
182 1 16 30020 01 0000 140
Прочие денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения (ст. 12.1, 12.3, 12.7, 12.32.1, 12.35, 12.37 гл. 12 КоАП РФ, ст. 11.14.1, 11.14.2, 11.18, 11.22, 11.23, 11.26, 11.29, 11.32 гл. 11 КоАП РФ)
Пени – КВР и КОСГУ в 2021 году
Порядком применения КОСГУ (классификации операций сектора госуправления), утвержденным приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н в ред. от 29.09.2020, предусмотрены коды аналитического учета, на которых необходимо фиксировать суммы уплаченных и полученных штрафов и пени. Напомним, как отражают пени и штрафы по КОСГУ в 2021 году, какие подстатьи классификатора используют для этих целей и с какими видами затрат/доходов их отражают в бюджетном учете.
КОСГУ: штрафы, пени, уплаченные
Для отражения уплаченных штрафных санкций Порядком № 209н предусмотрена статья 290 КОСГУ, объединяющая несколько подстатей (292-295), созданных с целью отражения сумм уплаченных штрафов в зависимости от природы их возникновения.
На подстатье 292 отражаются расходы по уплате штрафов и пени, начисленных непосредственно за несоблюдение сроков уплаты налогов и иных платежей, а также за нарушение законодательства РФ о налогах и страховых отчислениях.
По коду 293 КОСГУ отражают затраты по перечислению штрафов за нарушение норм законодательства РФ о госзакупках товаров/услуг и условий заключенных соглашений по подобным поставкам. Так, уплаченный контрагенту штраф за недопоставку товаров по договору, должен быть отражен по подстатье 293. По данному коду учитывают и уплачиваемые предприятием в бюджет административные штрафы, начисленные согласно КОАП РФ и касающиеся госзакупок.
Подстатья 294 КОСГУ — пени и штрафы, уплаченные за несвоевременное погашение кредитов, полученных в иностранной валюте из бюджета, а также предоставленных зарубежными странами (в т. ч. на определенные цели), международными финансовыми компаниями, иными иностранными юрлицами.
Четкая градация по характеру начисленных пени и штрафов КОСГУ в 2021 году не случайна – эти перечни закрыты, не подлежат расширению и на каждой подстатье необходимо учитывать лишь те санкции, которые означены в ней. Например, по кодам 292-294 нельзя учесть штрафы и пени, предъявленные контролирующими органами за непредставление необходимой отчетности
Прочие штрафы и пени, уплаченные учреждением, но не вошедшие ни в какую из перечисленных категорий, относят на подстатью 295, предназначенную для отражения расходов по оплате иных экономических санкций. Таким же образом учреждения учитывают и иные санкции, например, не связанный с госзакупками административный штраф. КОСГУ 292 – 295 увязывают с соответствующими кодами КВР.
Штрафы и пени: КВР и КОСГУ 2021 года
Согласно п. 48.8.5.3 Порядка, утвержденного Приказом Минфина № 85н 06.06.2019, затраты по уплаченным штрафам и пени отражаются по коду 853, где помимо прочих платежей, не отнесенных к другим подгруппам группы видов расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования», учитывают штрафы (в т. ч. административные), пени (в т. ч. за несвоевременную уплату налогов/сборов), а также штрафы по актам других органов и должностных лиц.
Таблицей сопоставления КВР и КОСГУ предусмотрена увязка кодов КОСГУ 292-295 с КВР 853:
- Увязкой КОСГУ 292 КВР 853 фиксируют уплату санкций за несоблюдение налогового законодательства и несвоевременное перечисление соответствующих платежей;
- Соотношением КОСГУ 293 КВР 853 отражают оплату штрафов и пени за нарушение договорных условий по поставкам товаров/услуг в рамках исполнения законодательства о закупках;
- Сочетанием КОСГУ 294 КВР 853 отражают перечисления штрафных санкций за нарушение сроков платежей по кредитам, полученным от бюджета, зарубежных государств и компаний в иностранной валюте;
- По КОСГУ 295 КВР 853 отражают уплату иных санкций, не предусмотренных в вышеуказанных подстатьях.
КОСГУ: штрафы 2021, полученные учреждением
Для учета доходов учреждения в виде полученных от контрагентов штрафов и пени применяется код аналитического учета по КОСГУ 141, на котором отражаются доходы от полученных денежных взысканий, в т. ч. штрафов и пени за нарушение законов о закупках № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, № 275-ФЗ и несоблюдение условий контрактов. Помимо этого, на подстатье 141 учитывают административные штрафы по КоАП РФ, предусмотренные за нарушения законодательства по закупкам.
В учете подобный доход отражается увязкой подстатьи 141 КОСГУ и вида дохода АнКВД 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба».
По КОСГУ 142 отражают доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам перед учреждением.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
У ООО имеется задолженность по КБК 18211610129010000140 (доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году). При этом расчетного счета нет.
Может ли физическое лицо уплатить штраф за юридическое лицо?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В том случае, если указанный в вопросе штраф был наложен на юридическое лицо в соответствии с положениями налогового законодательства, он может быть уплачен за данное юридическое лицо физическим лицом. Если же штраф налагался в соответствии с нормами законодательства об административных правонарушениях, его уплата за юридическое лицо третьим лицом (в том числе гражданином) не допускается.
Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из кода главного администратора доходов бюджета, кода вида доходов, кода подвида доходов.
В силу п. 9 ст. 20 БК РФ Министерство финансов РФ (далее — Минфин России) утверждает общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
Согласно п. 7 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее — Порядок), в структуре двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов первые три разряда составляют код главного администратора доходов бюджета, 4-13 разряды — код вида доходов бюджетов, а 14-20 разряды — код подвида доходов бюджетов.
В частности, в соответствии с Приложением 1 к Порядку, Приложением 3 к приказу Минфина России от 29.11.2019 N 207н, Приложением 1 к приказу Минфина России от 08.06.2020 N 99н код подвида доходов 1 16 10129 01 0000 140, действительно, присвоен доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающим в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащим зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, а согласно Приложению 2 к приказу Минфина России от 29.11.2019 N 207н и Приложению 3 к приказу Минфина России от 08.06.2020 N 99н код 182 принадлежит такому главному администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, как Федеральная налоговая служба (далее — ФНС).
Таким образом, указанный в вопросе КБК соответствует доходам от соответствующих денежных взысканий (штрафов), администрирование которых осуществляется ФНС в пределах своей компетенции.
При этом из Приложения N 2 к приказу ФНС от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ следует, что к штрафам по данному коду КБК могут относиться как штрафы, установленные положениями главы 16 НК РФ, так и штрафы, предусмотренные ст. 15.4-15.10 КоАП РФ.
Поскольку из информации, содержащейся в вопросе, неясно, о задолженности по какому виду штрафов идет речь, постольку в рассматриваемом случае решение вопроса о том, возможно ли погашение такой задолженности физическим лицом за юридическое лицо, привлеченное к ответственности, может быть решен по-разному.
Дело в том, что положения п. 1 ст. 45 НК РФ прямо предусматривают возможность уплаты налога за налогоплательщика иным лицом, которая влечет за собой прекращение соответствующей обязанности налогоплательщика ( подп. 1 п. 3 ст. 44 , подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Причем из нормы п. 8 ст. 45 НК РФ следует, что правила, предусмотренные указанной статьей в отношении уплаты налогов, применяются также в отношении сборов, пеней и штрафов. Соответственно, можно прийти к выводу о том, что иные лица могут уплачивать за налогоплательщиков (плательщиков сборов) также и штрафы.
Однако надлежит учитывать, что данные изменения касаются исключительно налоговых правоотношений, под которыми понимаются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ( п. 1 ст. 2 НК РФ). При этом налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены главами 16 и 18 НК РФ. То есть возможность уплаты пеней, штрафов иным лицом за налогоплательщика наличествует лишь в том случае, если им совершено правонарушение, поименованное в указанных главах НК РФ.
Если же юридическое лицо было привлечено к ответственности в виде штрафа за правонарушение, предусмотренное соответствующими статьями КоАП РФ, то в этом случае следует руководствоваться положениями указанного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных чч. 1.1 , 1.3 , 1.3-1 и 1.4 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Из буквального толкования приведенных норм закона следует, что исполнение административного наказания не может быть произведено без личного участия привлеченного к ответственности лица, то есть неразрывно связано с его личностью. Поэтому административный штраф по общему правилу подлежит уплате именно тем лицом, которое было привлечено к административной ответственности. В противном случае утрачивается весь смысл административного наказания, в частности его неотвратимость или неизбежность. Данный вывод находит свое отражение в судебной практике (смотрите, например, решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2016 по делу N А55-7373/2016, постановление Сызранского городского суда Самарской области от 09.01.2013, решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13.01.2020 по делу N 12-10/2020, решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 21.11.2016 по делу N 12-142/2016).
Отметим, правда, что законодательство содержит исключения из данного правила, прямо предусматривая возможность уплаты штрафов законными представителями за несовершеннолетнего, не имеющего самостоятельного заработка ( ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ), а также уплаты административного штрафа по некоторым видам административных правонарушений не только лицом, их совершившим, но и другими физическими и юридическими лицами ( ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ). Однако анализ последней из приведенных норм показывает, что она не устанавливает исключений для правонарушений, предусмотренных ст. 15.4-15.10 КоАП РФ.
В заключение обращаем внимание на то, что в правоприменительной практике встречается и иная позиция, согласно которой административное законодательство не запрещает третьему лицу уплатить административный штраф за лицо, совершившее правонарушение (смотрите, например, постановление Московского городского суда 27.08.2010 N 4а-2205/10, решение Ишимского районного суда Тюменской области от 08.06.2016 по делу N 12-29/2016). Однако данная позиция представляется нам недостаточно обоснованной, так как если бы такого запрета не существовало, отсутствовал бы смысл специально указывать на возможность уплаты штрафа не только правонарушителем, но и третьими лицами в отдельных положениях административного законодательства, как это имеет место в уже упоминавшихся выше нормах ч. 1.3-1 и ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ.