Незаконная налоговая конкуренция

Незаконная налоговая конкуренция

Что такое недобросовестная налоговая конкуренция?

В предыдущей статье, посвященной международной налоговой конкуренции, Международная налоговая конкуренция – причина для вечного процветания оффшоров мы рассмотрели теоретическую часть и лишь затронули аспекты недобросовестной налоговой конкуренции. Сегодня мы исправим данную ситуацию и представим более развернутую информацию по этому вопросу.

Недобросовестная налоговая конкуренция может возникать не только между странами, но и регионами. Заключается она в том, что правительство юрисдикции стимулирует приток инвестиций на свою территорию путем сильного снижения налогообложения, а также предоставления ряда дополнительные выгод, к примеру, высокой конфиденциальности. Эти меры приводят к оттоку капиталов из других страны в результате снижения налогооблагаемой базы. Чаще всего страдают от этого страны Европы и США, а именно развитый «загнивающий» Запад.

К сожалению, полностью избежать налоговой конкуренции практически невозможно, так как налоговые структуры стран, их политический строй, экономическая система и общественное устройство различны. С другой стороны, в большинстве случаев налоговая конкуренция является центральной частью политики юрисдикции в области трудовых ресурсов.

С точки зрения «пострадавшей стороны», главными виновниками недобросовестной налоговой конкуренции являются классические налоговые раи -оффшорные страны, так как они предоставляют международным компаниям слишком мягкий налоговый режим, и, тем самым, провоцируют отток финансовых ресурсов с территории оншорных стран. Это, в свою очередь, ведет к ощутимому снижению налоговой базы из-за того, что снижается объем налоговых поступлений в бюджет государства. Помимо этого, отток капиталов ведет к искажению структуры экономических стимулов экономик оншорных стран и потери регулятивного потенциала налоговой политики. На основании этого, противники оффшоров считают, что оффшорные юрисдикции необоснованно используют блага, создаваемые оншорными государствами.

В 1998 году в Докладе ОЭСР были сформированы признаки недобросовестной налоговой конкуренции, которые были дополнены. К ним относятся номинальные или вовсе нулевые ставки налогов, отсутствие обмена налоговой информацией с органами других страны, строгая секретность, недостаточная прозрачность в отношении использования нормативно-правовых документов и отсутствие требований действительности транзакций.

С точки зрения оффшоров и низконалоговых юрисдикций, недобросовестная международная налоговая конкуренция – результат расширения рынка капитала, а также повышения либерализации торговли. Это обусловлено возникновением более тесных взаимосвязей экономик стран мира, расширением своих границ трансграничными корпорациями, развитием инфраструктуры, активизацией мер по созданию рабочих мест и др. Экономическая, политическая и юридическая системы должны идти в ногу с глобализацией, дабы максимально смягчить ее возможные последствия. Однако многие оффшорные зоны признали, что достичь этого можно не прибегая к недобросовестной налоговой конкуренции, а путем предоставления более квалифицированной, но дешевой рабочей силы, новых возможностей для ведения бизнеса и развивающихся рынков.

Иными словами, оффшорная страна с современной телекоммуникационной системой, инфраструктурой, со стабильной политической, экономической и социальной системами, привлекательной системой налогообложения, может рассчитывать на свою долю рынка при условии сотрудничества с ОЭСР.

Борьба с налоговой конкуренцией в мире сводится чаще всего к навязыванию выбранной налоговой структуры одной страны другому государству. Другой вариант — создание экономических групп стран. Рассмотрим его на примере стран ЕС. Объединение государств в союз подразумевается однородность всех систем юрисдикций, в том числе и налоговой системы. Страны, предлагающие низкие налоговые ставки, признаются конкурентоспособными и приравниваются к регионам с недобросовестной налоговой политикой, которая препятствует созданию единого рынка, в нашем случае, европейского.

sign

информация от специалиста о налогах
и возможных налоговых льготах юрисдикции,
подходящей структуре компании.

информация от специалиста о налогах и возможных налоговых льготах юрисдикции, подходящей структуре компании.

Свяжемся с вами в течение 10 минут

Свяжемся с вами в течение 10 минут

Среди членов ЕС для предотвращения конфликтов в отношении недобросовестной налоговой политики было предложено подписать Соглашения, направленные на установление единообразных налоговых систем. Для ряда стран это означало потерю необходимых доходов от налогов в результате снижения налоговой ставки. Однако на сегодняшний день даже ЕС не смогла победить полностью недобросовестную налоговую конкуренцию в результате различной динамики экономического роста государств-членов ЕС.Если раньше ( до 1980 года) Великобритания считалась примером недобросовестной налоговой конкуренции благодаря снижению налоговой ставки для юридических лиц с 52 до 35%, то сейчас лидером является Ирландия, предлагающая 12,5% налог на прибыль. Против недобросовестной налоговой конкуренции выступают в ЕС Германия и Франция.

Еще один метод борьбы с таким явлением, как недобросовестная налоговая конкуренция, является предоставление государствам – участникам ОЭСР рекомендаций по противодействию данному явлению. Данные рекомендации разделены на 3 вида. Первая рекомендация затрагивает формирование национального законодательства стран – участников ОЭСР. Вторая рекомендация относится к международным налоговым договорам, в особенности двухсторонних Соглашений об избежании двойного налогообложения, Договоров об обмене информаций и взаимодействию налоговых органов. Помимо этого, договорами не могут пользоваться оффшорные компании, а страны – участники ОЭСР отказываются подписывать какие-либо соглашения с юрисдикциями, которые обвиняются в недобросовестной налоговой конкуренции. Третья рекомендация касается развития международного сотрудничества.

Главным и самым эффективным методомборьбы ОЭСР с государствами, участвующих в недобросовестной налоговой конкуренции, — моральное воздействие путем внесения их в «черный» список стран, а это далеко не самым лучшим образом отражается на имидже страны. ФАТФ также участвует в борьбе и опубликовала 40 рекомендаций для оффшорных зон, позволяющих устранить ряд негативных явлений, к примеру, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов и финансирование терроризма.

Несмотря на тот факт, что среди государств ОЭСР принято считать налоговую конкуренцию недобросовестной, в мире, среди стран, не входящих в данную организацию, низкие ставки налогов – отличительная черта, вызванная не только высокими налогами в США и ЕС, но и ограничивающим налоговым законодательством. Принято считать, что именно оффшоры виноваты в выводе активов, в том числе и денежных, с территорий оншорных государств посредством использования оффшорных схем. По мнению экспертов, недобросовестная налоговая конкуренция возникла в результате стремления оффшорных стран достичь устойчивости экономики, то есть обладать достаточными средствами для финансирования социальной инфраструктуры и промышленности. Кроме этого данная явление затрагивает и другие аспекты: международную торговлю, равенство полов и устойчивость развития общества, общественное неравенство и международные отношения, эффективное управление инвестициями.

Таким образом, в отношении к недобросовестной налоговой конкуренции сформировалось два лагеря. Один придерживается мнения, что унификация налогов вызовет необходимость сокращения налогов, а это может повлечь для некоторых стран проблемы, заключающиеся в неспособности поддерживать и, конечно же, финансировать программы социального развития. Второй лагерь считает, что налоговая конкуренция подтолкнет некоторые государства к реализации конкурентных налоговых структур, что позволит не только достичь равновесия бюджета в ближайшее время, но и обеспечить высокий рост уровня занятости в дальнейшем.

Недобросовестная конкуренция и её риски

Недобросовестная конкуренция риски

Конкуренция на рынке бывает разная. В том числе, увы, недобросовестная. Давайте разберёмся, какие методы борьбы за клиентов считаются незаконными и какие риски несёт в себе их использование.

Недобросовестная конкуренция – что это?

Работая в одной области, предприниматели неизбежно начинают конкурировать.

ИП Абрамова печёт торты на заказ. ИП Борисова тоже печёт торты на заказ. Каждой из них выгодно, чтобы торты к праздникам заказывали только у неё. Так производители стали конкурентами друг для друга.

Нормальной конкуренцией считается честная борьба бизнесменов за покупателей. Например, когда у Абрамовой торты получаются вкуснее и экономнее, чем у Борисовой. Закон о конкуренции (ч. 7 ст. 4) говорит нам, что это допустимо.

Недобросовестная конкуренция — это дискредитация конкурентов, известная в народе как «чёрный пиар», обман клиентов, паразитизм на чужой популярности и прочие нарушения закона с целью заработать побольше. То есть, когда для привлечения клиентов Абрамова кому-нибудь вредит, а не улучшает собственный продукт. От этого страдает и Борисова, и в целом производители выпечки. Такие приёмы борьбы запрещены п. 30 Постановления Пленума ВС №2 и ч. 7 ст. 4 Закона о конкуренции.

Закон описывает семь неэтичных методов конкурентной борьбы — о них расскажем ниже. ФАС пресекает их использование по жалобам конкурентов. Но, кроме них, к недобросовестной конкуренции относится и всякое другое действие производителя, направленное во вред конкурентам.

Последствия недобросовестной конкуренции

Претензии к нечестным конкурентам разбирает ФАС — Федеральная антимонопольная служба. Сотрудники ФАС проверят жалобу и придут с проверкой к подозреваемому в нечестной конкуренции. Изучат документы, потребуют объяснений. Выдадут предупреждение или предписание, если претензия подтвердится: прекратить, иначе — штраф.

За невыполнение предупреждения штраф по ст. 14.33 КоАП РФ составит 12-20 тыс. руб. для ИП и 100-500 тыс. руб. для юрлиц.

Штраф за невыполнение предписания по ч. 2.5 ст. 19.5 КоАП РФ составит 10-20 тыс. руб. для ИП и 100-300 тыс. руб. для юрлиц.

Проблемы нарушителя не ограничатся объяснением с ФАС и последующими штрафами. Пострадавшие бизнесмены взыщут через суд потерянную по вине нарушителя прибыль — в свою пользу. Доказательства неправоты конкурента у них уже имеются: те самые письма, предписания и решения ФАС.

Семь видов недобросовестной конкуренции

Рассмотрим на примерах, какие встречаются способы недобросовестной конкурентной борьбы.

Дискредитация конкурента — ст. 14.1 Закона о конкуренции

Дискредитация — это прямая ложь о конкуренте, а также максимально негативное толкование правдивых фактов о нём.

Если Вы не можете доказать, что у конкурента завышенные цены при плохом качестве продукта и вдобавок низкопробный сервис, то не стоит об этом писать в сети и рассказывать покупателям. Это и был бы пресловутый «чёрный пиар», направленный на подрыв доверия. Пострадает репутация предпринимателя-конкурента.

Но если Вы приведёте конкретные примеры нечистоплотности конкурента, к примеру, ссылку на группу обманутых покупателей в соцсети, это уже не дискредитация.

Некая фирма обслуживала пожарную сигнализацию «Стрелец-Мониторинг» в больницах и школах. Однако, часть таких учреждений пользовалась услугами конкурентов. Они получили письма от упомянутой фирмы о том, что, во-первых, их подрядчики нарушают технический регламент, а во-вторых, только у авторов этой рассылки есть пульт централизованного наблюдения для такой сигнализации. А значит, контракт на обслуживание якобы можно подписывать только с этой фирмой, чтобы не было штрафа от МЧС. Письма имитировали уведомления от госслужб. Испуганные руководители больниц и школ начали менять подрядчиков.

Один из прежних подрядчиков решил обратиться в ФАС. Антимонопольщики выяснили, что для обслуживания системы «Стрелец-Мониторинг» подрядчику не требуется пульт, необходимо только иметь лицензию от МЧС, которая у конкурента нашлась. А маскировка обычной частной рекламы под уведомления от государства — и вовсе беспардонная ложь. ФАС настояла на отзыве писем, см. дело № А38-559/2019.

Ложь о своём продукте — ст. 14.2 Закона о конкуренции

В рекламе и на упаковке товара часто пишут о его свойствах, месте и технологии производства или дешевизне. Запрещено давать описания, которые расходятся с действительностью. Иначе аудитория получит ложную информацию о качестве продукта. Купить такой продукт означало бы поддаться на обман.

В продажу поступил чай под названием «Краснодарский». Производитель имел НМПТ — свидетельство о праве на торговлю чаем, выращенным на плантациях Краснодарского края. Торговая марка популярна, краснодарский чай считается необычным.

Потом обнаружилось, что особого краснодарского чая в пачке всего 1-5%, а львиная доля объёма приходится на чайный лист из Индии, Танзании и Китая. Такой купаж нельзя называть «Краснодарским» брендом. Подобные приёмы портят репутацию известному высоким качеством месту происхождения продукта. Из-за этого настоящие продавцы чая из Краснодарского края начнут терять клиентов. Антимонопольная служба предписала удалить логотип «Краснодарский» с сомнительных упаковок, см. дело № А40-106745/2018.

Необоснованное заявление о своём превосходстве — ст. 14.3 Закона о конкуренции

В брендах и рекламных текстах не следует бездоказательно называть свой товар «первым», «лучшим» и тем более «единственным». Выходит ведь, что прочие товары и компании из этой области хуже Ваших, не первые и не лучшие. Покупателей это пугает. А назваться «единственным» значит заявить, что продукт или услуга доступны только клиентам Вашей фирмы.

На одном из корпусов МГУ висела надпись: «МГУ — лучший вуз страны. Физфак — лучший факультет МГУ». Что в ней плохого? Реклама! В МГУ есть и платное обучение, то есть, приток абитуриентов приносит вузу финансовую выгоду. Университет получил за такую рекламу предупреждение от ФАС. Формальных доказательств превосходства МГУ над прочими вузами не найдено, см. дело № А40-223476/17.

«Почта России» получила аналогичное предписание за телерекламу с текстом «Меняемся, чтобы быть ближе. Одна страна, одна почта». На рекламу пожаловалась курьерская фирма: из приведённой цитаты следует, что отправить письмо по России можно только государственной почтой. Однако, Реестр лицензий в области связи содержит 31 234 курьерские компании. Люди могут выбирать, кто доставит посылку, а реклама говорит обратное. См. дело № А40-178709/20.

Регистрация товарного знака с целью кому-то напакостить — ст. 14.4 Закона о конкуренции

Регистрация товарных знаков нужна для продвижения продукта под узнаваемой маркой: представление о качественном товаре у покупателей начинает стойко ассоциироваться именно с данным брендом. Но нечистоплотные бизнесмены оформляют торговые марки, чтобы выбить конкурентов с рынка и отсудить у них компенсацию за подделку, что уже неприемлемо.

Если антимонопольщики докажут, что бренд целенаправленно создан как оружие против конкурентов, то товарный знак утратит силу в Роспатенте.

Фирма зарегистрировала в Роспатенте товарный знак «Европейское печенье», после чего направила претензии кондитерским фабрикам, производившим печенье «Европейское». Эти фабрики обратились в ФАС. Печенье «Европейское» выпускалось десять лет, и стараниями производителей марка приобрела популярность. А фирма, оформившая новый бренд, всего лишь использовала узнаваемое имя, чтобы заработать на чужой заслуге. Фирма получила предписание, см. дело № СИП-975/2020.

Продвижение собственного товара через узнаваемый чужой бренд — ст. 14.5 Закона о конкуренции

Франшиза — единственный вариант легального использования чужого бренда. Без неё нельзя ни повесить вывеску с раскрученным именем, ни настроить контекстную рекламу по конкурентам и торговать контрафактом.

За паразитизм на торговой марке её хозяин вправе взыскать с Вас 10-5000 тыс. руб. компенсации, и это будет только дополнением к неприятностям с ФАС.

Разработчик мобильного приложения для поиска автосервисов зарегистрировал свой продукт под брендом «Ремонтиста». Владелец другого агрегатора автосервисов настроил в поисковых системах рекламу по ключевому слову «Ремонтиста». Пользователи искали в интернете «Ремонтисту», но оказывались на сайте её конкурента. ФАС сочла такую хитрость недобросовестной конкуренцией. Собственники «Ремонтисты» подали против конкурента иск на миллион рублей, см. дело № А40-145511/2018.

Копирование бренда — ст. 14.6 Закона о конкуренции

Копирование и имитация дизайна, упаковки и нейминга чужой продукции — под запретом. Справедливо: иначе покупатели будут думать, что приобретают оригинал, но получать контрафакт. За такую подделку ФАС выпишет штраф, а владелец оригинала будет вправе получить по суду компенсацию размером от 10 до 5000 тыс. руб.

Так некий завод был оштрафован на 100 тыс. руб. Там воспользовались чужой концепцией названия напитка из лесных ягод. Оригинальные имена — «АЙСИ Ягода» и «АЙСИ Чай», а подделки назвали «ICE Ягода» и «ICE Чай», см. дело № А04-2425/2017.

Использование коммерческой тайны — ст. 14.7 Закона о конкуренции

Коммерческая тайна — это различная информация, помогающая получать прибыль: технологии производства, рецепты блюд, база клиентских телефонных номеров, сценарии детских праздников и прочее. Подобные сведения считаются тайной, если владелец оформил необходимые документы, а от конкурентов и от своих работников потребовал подписаться под обязательством не разглашать эти данные.

Несколько сотрудников образовательного центра сменили работу и взяли с собой базу из 407 контактов клиентов. Прежний работодатель использовал режим коммерческой тайны. Он подал жалобу в ФАС. Антимонопольщики запретили пользоваться этим списком номеров тому образовательному центру, куда устроились работать ушедшие сотрудники, см. дело № А72-18468/2019.

Прочие недобросовестные методы — ст. 14.8 Закона о конкуренции

Существует очень большое количество приёмов нечестной игры против конкурентов. Их разнообразие ограничено только фантазией конкретного жуликоватого бизнесмена. Напоследок мы расскажем ещё об одном интересном случае.

ИП занимался междугородними перевозками пассажиров от Рудни до Смоленска и обратно. Сажал пассажиров не на самом автовокзале, но близко к нему. Выбрал чуть более раннее время отправления, чем у других перевозчиков. Продавал билеты дешевле муниципального тарифа.

Этот бизнесмен не имел ни необходимой перевозчикам лицензии, ни договора с транспортным департаментом. Формально он занимался заказными, а не регулярными перевозками. Однако, его автобус ездил по маршруту, повторявшему регулярные рейсы лицензированных перевозчиков с подписанным договором. Эти перевозчики обратились в ФАС. Нелегала принудили прекратить свои перевозки, см. дело № А62-11148/2019.

Аффилированность. Ответственность аффилированной компании

Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.

Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.

Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.

Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.

Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.

Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.

В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.

При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.

Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.

Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).

Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.

Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.

Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.

Читайте также  Транспортный налог на пикапы — правильно ли

Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:

за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;

за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;

за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;

за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;

за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.

Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?

Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.

Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Что будет, если работать без ИП

Кажется, что налоговой нет дела до мелких предпринимателей: если доход небольшой, то и следить за этим никто не будет. На самом деле, даже если продавать кукурузу на рынке, можно заработать штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. А если доходы посерьезнее — отправиться на принудительные работы или сесть в тюрьму.

Разобрали на примерах из судебной практики, когда нельзя работать без ИП и какие наказания за это предусмотрены в законе.

Что такое незаконное предпринимательство

Предпринимательская деятельность — это когда человек продает товар, выполняет работы или оказывает услуги и получает за это деньги.

У предпринимательства есть три признака, которые прописаны в законе.

Деятельность самостоятельная. Предприниматель действует в своих интересах и сам выбирает, по какому направлению и как ему работать. Например, если делать сайты на фрилансе — это предпринимательство, а если работать в компании без оформления — нет.

Деятельность ведут на свой риск. Когда человек занимается предпринимательской деятельностью, он рискует. Если не будет клиентов и бизнес прогорит, убытки понесет предприниматель.

Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Причем не важно, успел человек заработать или нет. Если докажут, что он работал, чтобы раз в день или месяц получать прибыль, его деятельность признают предпринимательской.

Подтверждением предпринимательства могут быть также активная реклама, учет сделок, договоры с подрядчиками или поставщиками.

Разница между предпринимательской деятельностью и не предпринимательской

Если купить квартиру для себя, а потом сдавать ее в аренду — это не предпринимательство. Квартира — это недвижимость, которую покупают для личных нужд, например, чтобы там жить. Платить налог с доходов от аренды квартиры нужно в любом случае, но регистрироваться как предприниматель не обязательно.

А вот если купить три квартиры и сдавать их посуточно, это могут расценить как предпринимательство, если докажут, что недвижимость приобретали с целью заработать.

Чтобы безопасно заниматься предпринимательской деятельностью, нужно оформить самозанятость или зарегистрировать ИП. Сделать это нужно до того, как появились первые клиенты, иначе можно получить штраф за незаконное предпринимательство.

Как находят незаконных предпринимателей

Следить за незаконным предпринимательством может полиция, налоговая, прокуратура, органы надзора за потребительским рынком и антимонопольные органы.

Вот как они это делают:

  • проверяют торговые точки, рынки и офисы;
  • проводят рейды в соцсетях;
  • реагируют на жалобы покупателей и конкурентов;
  • проводят контрольные закупки;
  • случайно становятся клиентами незаконных предпринимателей.

Чтобы убедиться, что человек работает законно, представители госорганов могут попросить показать справку о самозанятости или лист записи из ЕГРИП — это подтверждение регистрации ИП. Если у человека этих документов нет, значит, он занимается предпринимательской деятельностью незаконно.

Как накажут за незаконное предпринимательство

За незаконное предпринимательство предусмотрена ответственность: административная, налоговая и уголовная.

ОтветственностьНаказаниеОснование
АдминистративнаяЕсли доходы от незаконной предпринимательской деятельности до 2 250 000 ₽, штраф — от 500 до 2000 ₽.

Штраф за непостановку на учет в налоговой — 10% от доходов за три года предпринимательской деятельности, но не менее 40 000 ₽.

Крупный доход — больше 2 250 000 ₽. На усмотрение суда за это грозит:

— штраф в размере заработной платы или другого дохода за два года — до 300 000 ₽;
— обязательные работы на срок до 480 часов;
— арест на срок до шести месяцев.

Доход в особо крупном размере — 9 000 000 ₽ и больше. Возможное наказание:

Если нарушение не дотягивает до уголовной ответственности, государственные органы фиксируют нарушение в протоколе и в течение десяти дней выписывают постановление об административном нарушении. Человек может через суд обжаловать постановление, если не согласен с ним.

Незаконный предприниматель не успел заработать, но получил штраф 2000 ₽ за продажу сувениров

Что случилось. Мужчина продавал в парке сувенирные магниты. Его задержала охрана парка и передала полиции.

Позиция нарушителя. Мужчина вину не признал — сказал, что не успел даже разложить товар.

Решение суда. Суд учел, что нарушитель уже привлекался к административной ответственности за похожее правонарушение несколько месяцев назад, и назначил максимальное наказание — штраф 2000 ₽.

При крупных доходах предпринимателя накажут гораздо строже.

Незаконного предпринимателя оштрафовали на 100 000 ₽ за продажу лекарств без ИП и лицензии

Что случилось. Мужчина открыл нелегальную аптеку, нанял продавца и продавал лекарственные препараты. ИП он не регистрировал, лицензию не получал. Сотрудники экономической безопасности провели контрольную закупку и выявили нарушение. Оказалось, что незаконный предприниматель заработал больше 11 000 000 ₽, — это доход в особо крупном размере.

Позиция предпринимателя. На суде нарушитель признал вину, попросил рассмотреть дело в особом порядке и вынести приговор без судебного разбирательства.

Решение суда. Суд учел, что ответчик раскаялся, а также его положительные характеристики и отсутствие судимости ранее, и назначил штраф 100 000 ₽.

В решениях суда нет сведений о штрафах от налоговой, это отдельная история. Но незаконный предприниматель кроме наказания, которое назначает суд, еще несет налоговую ответственность — мы говорили об этом выше.

Если суд вменил незаконное предпринимательство и установил, сколько заработал нарушитель, налоговой уже не нужно ничего доказывать — она просто начисляет налоги, штраф и пени так, будто предприниматель работал на основной системе налогообложения.

Если бы нарушитель сразу оформил ИП, мог быть работать на спецрежиме и заплатить значительно меньше налогов.

Сравним, сколько предприниматель заплатит при законном оформлении бизнеса и по наказанию налоговой. Чтобы упростить расчеты, мы не будем исчислять дополнительные взносы на пенсионное страхование и пени за просрочку.

Налоги при незаконном оформлении бизнеса и законном

Штрафы за незаконную деятельность могут быть больше, чем прибыль от бизнеса. Поэтому перед тем, как начать предпринимательскую деятельность, рекомендуем оформить ИП.

Как зарегистрировать ИП

Для этого нужно:

  • выбрать коды ОКВЭД;
  • выбрать налоговый режим;
  • подать заявление на регистрацию.

Выбрать коды ОКВЭД. Код обозначает вид деятельности, которым бизнес будет заниматься. В заявлении на регистрацию ИП можно указать несколько кодов, если будете работать по разным направлениям. Например, если делаете сайты и рекламные ролики, нужно указывать два кода.

Выбрать налоговый режим. Всего есть пять систем налогообложения:

  • ОСНО — основная система налогообложения;
  • УСН — упрощенная система налогообложения;
  • патент;
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
  • НПД — налог на профессиональный доход.

Выбирайте систему, которая подойдет вашему бизнесу.

Например, на НПД может работать только ИП, который сам продает товары собственного производства, сам выполняет работы и оказывает услуги и зарабатывает не больше 2 400 000 ₽ в год.

Подать заявление на регистрацию. Это можно сделать лично в налоговой или МФЦ или онлайн через сайт госуслуг и сервисы. Например, можно бесплатно зарегистрировать ИП онлайн через сервис Тинькофф.

Регистрация ИП в Тинькофф Если регистрируетесь через сервис Тинькофф, ходить в налоговую и платить пошлину не нужно, а из документов потребуется только СНИЛС и фото паспорта

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector