Освобождение от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит определения термина «освобождение от административной ответственности». И говорит лишь об основаниях, когда лицо может быть освобождено от административного наказания. Или от отдельных видов наказания.

Когда к нарушителю не применяют административное наказание, это и есть освобождение от административной ответственности. В широком смысле это прекращение административного производства. Ведь перечень оснований прекращения производства открытый. И включает в себя все иные случаи, когда есть обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ

Статья 24.5. КоАП РФ содержит примерный перечень обстоятельств, при которых не должно происходить возбуждение дела об административном правонарушении. А если оно уже возбуждено, то подлежит прекращению на любой стадии.

Во-первых, это отсутствие события правонарушения. То есть и не было никакого противоправного действия (бездействия).

Во-вторых, это отсутствие состава правонарушения. Действие (бездействие) было, а вины нет. Или действие совершил недееспособный или невменяемый гражданин. Возможно, нарушителю еще не исполнилось 16 лет. И так далее.

В-третьих, если правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости. Интересное, но сложно доказуемое основание. Нарушитель должен доказать, что иными способами, кроме как совершенными, он не мог устранить опасность. Его интересам и правам, правам и охраняемых законом интересам третьих лиц, государства и общества. А также тот факт, что причиненный в результате нарушения вред — менее значительный, чем предотвращенный.

И иные способы, о которых мы рассказали в публикации «прекращение административного производства«. И в ряде дополнительных статей.

Малозначительность — основание освобождения от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности административного нарушения. Решение принимает орган власти (должностное лицо, суд) по подведомственности административных дел. Но это право, а не обязанность органа, рассматривающего дело.

В таких случаях выносится устное замечание, но это не вид административного наказания. И обратите внимание, малозначительность можно распространить на любое правонарушение. В том числе установленное законодательством субъектов РФ.

Специальные случаи освобождения от административного наказания

Комиссия по делам несовершеннолетних — один из органов, рассматривающих дела. О правонарушениях, которые совершили несовершеннолетние (с 16 до 18 лет). И этот орган вправе освободить нарушителя от административной ответственности. Однако при этом применит иные меры, которые предусматривает специальное законодательство РФ. Это индивидуальная профилактическая работы. Основы ее закрепляет закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». А также иные многочисленные программы и законы в этой сфере. Решение принимается с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя.

8 вопросов по теме

как быть с тем что пока отбывал уголовное наказание институт прописки упростили и место регистрации преобразовали меня никто не известил ни о каких изменениях теперь я не имею не прописки не регистрации

Из Вашего вопроса не следует, какое основания снятия с регистрационного учета. Институт прописки действительно упростили, но для снятия с регистрации по месту жительства все-равно необходимы основания.

может ли короновирус быть основание для освобождения от административной ответственности по пункту 9 части1 ст. 24.5 Коап

Не понятна связь коронавируса с иными, предусмотренными КоАП РФ обстоятельствами. Согласно пп. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — это иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

В соответствии с постановлением правительства 440 0т 3 апреля 2020 года, лица просрочившие подачу на переоформление разрешения на оружие после истечения срока действия действующего разрешения будут хранить оружие незаконно (законно. То есть в первом случаи уходят от ч.1 ст.20.11 КоАП РФ но приходят к 20.8 КоАП РФ, Как быть?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. в отношении форм разрешительной деятельности по перечню согласно приложению N 2 (как раз про разрешения в сфере оборота оружия) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, принимается одно из следующих решений:
— при наступлении в период действия настоящего постановления срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), повторную аккредитацию, переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует разрешение, — решение о переносе сроков прохождения данных процедур на период до 12 месяцев;
— очередное подтверждение соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, считается пройденным. В данном случае срок следующего прохождения указанной процедуры определяется в соответствии с регулирующим его нормативным правовым актом, разрешение считается действующим.
На период пандемии истечение сроков разрешительных документов не может стать основанием привлечения к административной ответственности.

Может ли физическое лицо быть освобождено от административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ если на момент вынесения постановления уже не является собственником земельного участка?

Объективную сторону правонарушения по ст. 8.7. КоАП РФ составляет бездействие — нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ, которая распространяется не только на собственников земельного участка. Тот аргумент, что Вы уже не собственник можно использовать для защиты своей правовой позиции, но возможность освобождения от ответственности зависит и от иных обстоятельств.

Освобождение от административной ответственности

Фабула дела. Судами рассматривалось дело о привлечении рекламораспространителя к ответственности за совершение административного правонарушения. Сотрудником УГИБДД был составлен административный протокол по статье 14.37. КоАП РФ в связи с тем, что срок действия договора и разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции истекли три года назад. Арбитражным судом Кемеровской области рекламораспространитель был привлечен к административной ответственности — наложен штраф на сумму 500 000 рублей. Однако, при рассмотрении дела в апелляционном порядке решение нижестоящего суда было отменено и принят судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности, в связи с тем, что протокол составлен неуполномоченным лицом.

Судебный акт: Постановление 7 ААС от 06 ноября 2015г., дело N А27-12237/2015.

Что сказала апелляция.

1. Статья 14.37 КоАП содержит несколько составов административных правонарушений – первый состоит в установке/эксплуатации рекламной конструкции без соответствующего разрешения; второй – нарушение технических регламентов при установке/эксплуатации рекламной конструкции.

2. Законодательством в сфере рекламы установлены требования к безопасности рекламных конструкций для движения автотранспорта, сами конструкции и их размещение должны соответствовать требованиям тех. регламентов. При этом, на ГИБДД МВД РФ возложены функции контроля, надзора и выдачи разрешений при обеспечении безопасности движения. Однако, как таковой контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы в функции ГИБДД не входит.

3. При этом, как следует из материалов дела, совершенное правонарушение состояло в эксплуатации конструкции без разрешения, а точнее, по истечении срока, установленного полученным разрешением. Факт нарушения безопасности дорожного движения не доказан, сама рекламная конструкция и ее установка произведены с соблюдением требований ГоСТ.

4. Таким образом, административный протокол составлен неуполномоченным лицом, поскольку в указанном случае это выходит за пределы функций, возложенных на ГиБДД МВД РФ, что является существенным нарушением норм права и влечет отмену принятого судом первой инстанции судебного акта о привлечении к административной ответственности.

Подытожим.

1.​ Реализуя способ защиты в административных делах, есть смысл ссылаться на существенное нарушение процессуальных норм.

2.​ Орган, составляющий протокол об административном правонарушении, действует, не выходя за пределы функций, возложенных на него законом. В противном случае, даже если доказан факт совершения правонарушения, лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

3.​ Перечень нарушений процессуальных норм, признаваемых существенными, открытый. В ваших руках доказывать признак существенности того или иного правонарушения. Некоторый критерий сформулирован Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»: при существенном нарушении возникает невозможность при рассмотрении дела устранить последствия, которые вызваны данными существенными нарушениями.

4.​ Примеры нарушений, которые практика относит к существенным:

— протокол составлен в отсутствие законного представителя ( Постановление Федерального АС Северо-Западного округа от 26.09.2008г. по делу N А56-54580/2007);

— ненадлежащее извещение лица, в отношении которого составляется протокол.

— непредоставление возможности ознакомиться с протоколом (Постановление 13 ААС от 04.06.2009г. по делу N А56-11811/2009);

— несоответствие дат составления протокола и выявления события правонарушения.

Шпаргалка по административному праву.

38. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Выделяют следующие виды оснований освобождения от административной ответственности:

– замена другим видом наказания;

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. В отличие от такого основания освобождения от административной ответственности, как невменяемость лица, совершившего правонарушение, освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения носит не абсолютный, а относительный характер, так как применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации не содержит никаких указаний на то, какие правонарушения можно считать малозначительными. В то же время при применении ст. 2.9 следует учитывать разъяснения, данные высшими судебными органами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Хотя при применении ст. 2.9 КоАП рФ нарушитель и освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание.

В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Замена другим видом наказания, например дисциплинарной ответственностью (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность за некоторые административные правонарушения по дисциплинарным уставам).

Другие основания: так, если правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении нарушителя от административной ответственности и применении к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

§ 7. Освобождение от административной ответственности и ее ограничение

При определении вопросов о наказании несовершеннолетних лиц, совершивших административные правонарушения, исследованию аспектов возможности ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И (ИЛИ) ЕЕ ОГРАНИЧЕНИИдолжно уделяться серьезное внимание.

Все вышесказанное в полном объеме распространяется на всех субъектов права независимо от особенностей их административно-правового статуса. Однако применительно к несовершеннолетним субъектам деликтных отношений институт освобождения от ответственности и ее ограничения выполняет также и воспитательную функцию, поскольку в ряде случаев позволяет заменить наказание какой-либо иной мерой воздействия, предусмотренной действующим законодательством и более эффективно корректирующей психико-поведенческие основы личности несовершеннолетнего.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИзаключается в том, что лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от претерпевания лишений любого рода (материальных, моральных, личностных, организационных) и, соответственно, не пребывает в состоянии административной наказанности. Анализ действующего КоАП РФ позволяет выделить следующие основания для неприменения административной ответственности :

1) согласно ст. 2.7 не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

2) согласно ст. 2.8 не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

3) согласно ст. 2.9 при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием;

4) самостоятельное место занимает основание освобождения от административной ответственности, связанное с возрастными границами – от 16 до 18 лет. Согласно ч. 2 ст. 2.3, основываясь на учете конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить указанное лицо от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ОГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИзаключается в том, что согласно КоАП РФ к некоторым категориям граждан в силу особенностей их правового статуса не применяются отдельные виды административных наказаний, а именно:

• возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.6);

• конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст.

• лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных законодательством случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (п. 3 ст. 3.8). Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (п. 4 ст. 3.8);

• административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и др. (ст. 3.9).

Федеральным законодательством предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих соответствующим иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть понятий «правовое положение личности», «административно-правовой статус личности», «административно-правовое положение несовершеннолетних»? Как они соотносятся? Каково их содержание?

2. Какие структурные элементы составляют понятие «административно-правовой статус личности?» В чем проявляются особенности административно-правового положения несовершеннолетних?

3. Каковы принципы правового положения и гражданства как элементы административно-правового статуса личности?

4. Каковы суть понятия «административная правосубъектность лиц» и особенности административной правосубъектности несовершеннолетних?

6. Какие права, свободы и законные интересы граждан в сфере государственного управления вам известны? Имеются ли особенности при определении данного элемента административно-правового положения применительно к несовершеннолетним лицам?

7. Какие общие обязанности граждан в сфере государственного управления вы знаете? Какие обязанности присущи административно-правовому положению несовершеннолетних?

8. Какие правоограничения входят в понятие «административно-правовое положение» и какие из них являются составляющими элементами административно-правового статуса несовершеннолетних?

9. Что представляют собой гарантии прав, свобод, законных интересов, обязанностей и ограничений как элемент административно-правового статуса личности и какие из них вам известны?

10. Каковы гарантии, являющиеся элементом административно-правового положения несовершеннолетних лиц?

11. Что представляют собой общие положения об административной ответственности? Как они проявляются при назначении административных наказаний несовершеннолетним?

12. В чем обнаруживаются особенности административной ответственности несовершеннолетних?

13. Какие основные параметры института и условия освобождения от административной ответственности вы знаете?

14. Каковы содержание понятия и условия ограничения административной ответственности?

Читайте также  Действующие решения о приостановлении по
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector