Ответственность учителя за оскорбление ученика

Ответственность учителя за оскорбление ученика

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Ответственность учителя за оскорбление ученика

Случаи оскорбления ученика со стороны учителя — сегодня не редкость. И если раньше на это многие смотрели сквозь пальцы, то сейчас родители стали более компетентны в вопросах защиты своих детей.

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Сын или дочка не хотят идти в школу из-за этого. Рассмотрим, как поступить в такой ситуации.

Расстроенная девочка

Федеральный Закон «Об образовании»

Существует закон «Об образовании». В частности, в статье 48 отмечено, что учитель обязан с уважением относиться к своим ученикам. Уважать их честь и достоинство.

Есть еще одна статья, под номером 34, которая гласит: ученик имеет право на защиту от психического насилия, оскорбления личности. Также он имеет право на уважение своего достоинства.

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? О каком достоинстве может идти речь?

Учитель злится

Что такое оскорбление?

Нужно уметь отделять пшеницу от плевел. Если педагог при личном общении с ребенком бросил то-то типа «ты что, глупый, что ли» — это не оскорбление. Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. К примеру, ребенок ходит в очках. А учитель при всем классе насмехается над ним. Тогда это можно рассматривать как оскорбление достоинства.

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Из-за внешности, плохо усвоенного материала или неправильного ответа? В этом случае нужно обязательно вмешиваться родителям.

Беседа

Но не спешите бежать в школу с угрозами и криками, как любят делать многие родители. Учителям начинают грозить всеми возможными карами. А в результате только хуже ребенку.

Для начала выясните, со всеми ли детьми так себя ведет учитель? Или только вашему «повезло». Сделать это просто, если вы общаетесь с родителями из класса. Расспросите их, не жалуются ли дети на поведение учителя. Можно также задать вопрос собственному ребенку. Мол, учитель только к тебе придирается или остальных тоже ругает. Если отпрыск называет имена одноклассников, которым тоже достается от бестактного педагога, не поленитесь связаться с их родителями и побеседовать на эту тему.

Имеет ли право учитель оскорблять ученика? Нет, конечно же, не имеет. Но об этом почему-то часто забывают, и ребенка безнаказанно унижают в присутствии всего класса. После того, как родители соберут необходимую информацию, можно идти к учителю.

Только не ругайтесь, едва войдя в кабинет. Будьте вежливы, но тверды. Сообщите, что до вас дошли сведения об унижении ребенка. И вам известно, что страдает не только ваш сын или дочь. Вы хотите поговорить на эту тему.

Очень часто педагогу хватает такой «профилактической беседы». А что делать, если не помогает? Об этом ниже.

Злая женщина

И снова опираемся на закон

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Родители последнего, согласно статье 45 закона «Об образовании», имеют полное право защищать свое чадо. Вплоть до привлечения педагога к дисциплинарной ответственности, включая увольнение. Также родители вправе требовать от учителя компенсации морального ущерба.

Пишем жалобу

Жалобу на учителя пишут на имя директора. Это самый первый шаг в защите своего ребенка. До того, как обращаться в соответствующие органы, поставьте в известность директора школы о неправомерном поведении педагога.

В своем обращении подробно перечислите все факты, свидетельствующие о нарушении прав ребенка об уважении чести и достоинства. И потребуйте принять меры по отношению к учителю.

Только будьте осторожны: педагог может выставить ситуацию таким образом, что ваш отпрыск окажется клеветником. И обращение ваше будет ничем иным, как наговором на учителя.

Идеальный вариант — коллективная жалоба на учителя. Чем больше родителей подпишет ее, тем выше вероятность того, что недобросовестный педагог будет привлечен к ответственности.

На разбирательство дается тридцать дней. За это время директор проводит служебное расследование и дает родителям письменный ответ.

Обращение составляется в двух экземплярах. Одно регистрируется и передается на рассмотрение директору, а на втором делается пометка о входящем номере жалобы с датой ее подачи. Кто это должен сделать? Конечно же, секретарь школы.

Очень злой педагог

Обращаемся в РОНО (УНО)

Там привлекут учителя к ответственности за оскорбления в адрес учеников. Родители пишут заявление в РОНО или УНО. В разных городах у этой организации разные названия. Если ребенок достаточно взрослый (8 класс и старше), он может написать жалобу от своего имени. Таким образом, и родители пожалуются, и ученик.

Обращаем ваше внимание, что обращение в РОНО пишется в том случае, если директор спустил все на самотек. Педагога, нарушающего права ребенка, и директора, который закрыл глаза на ситуацию, привлекут к ответственности. Дело может дойти до увольнения.

Учитель с указкой

Суд или прокуратура

Если разбирательство в отношении педагога не выявило нарушений в его поведении, а дети продолжают жаловаться, ничего не остается, как отправиться в суд. Или жаловаться в прокуратуру. Только надо учесть, что здесь мало одного заявления. Нужны более веские доказательства. Что это может быть?

Аудиозапись, на которой слышно, как педагог унижает ученика или учеников. Все можно записать на диктофон втайне от учителя.

Видеозапись. Снять видео незаметно не получится. И ребенок, которого унижают, не успеет этого сделать. Ему могут помочь одноклассники. Учитель начинает унижать? Кто-то снимает это на видео.

Если учитель оскорбляет ученика, статья ему за это «светит». Это административное правонарушение, не меньше. Но лишь в том случае, если потерпевший предоставит веские доказательства.

Учитель за столом

Ответственность педагога

Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.

В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?

Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.

Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.

Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.

Учитель дерется

А если ученик виноват?

Мы рассмотрели несколько вариантов, как могут действовать родители в случае оскорбления их ребенка со стороны учителя. А если все наоборот? Ученик оскорбил учителя, наказание какое он за это понесет?

Возможно несколько вариантов развития ситуации:

Самостоятельное урегулирование проблемы педагогом.

Обращение к родителям.

Обращение в судебные инстанции с требованием компенсации морального ущерба.

Опытные педагоги рекомендуют самостоятельно разобраться с возникшей ситуацией. Современные дети такие, что учителей и в грош не ставят. О своих правах они хорошо знают, только об обязанностях забывают.

Пропустить оскорбление мимо ушей.

Оставить хулигана после урока и задать ему моральную трепку.

Обернуть ситуацию таким образом, чтобы ученик, который позволил себе оскорбить педагога, искал из нее выход.

Объявить ученику бойкот.

Начать занижать оценки.

Последний момент — не один из самых лучших. Но порой у педагога другого выхода нет. К примеру, ребенок очень наглый. Но учится хорошо, а учитель знает, что за плохие отметки его ругают. Заработал «четыре»? Ставьте «три». Если есть желание, придраться можно ко всему.

Жалоба родителям не всегда приносит пользу. Нынешние дети не особо ценят труд учителей. Родители быстро встают на сторону своих любимых чад. Если учитель понимает, что родители адекватны, можно вызвать их в школу для разговора.

Судебная инстанция — это уже на самый крайний случай. Если на ребенка управы нет, он сам постоянно хамит, родители его защищают и поддерживают, к директору идти бессмысленно. Только надо быть готовым к тому, что с работы придется уйти после разбирательства.

Заключение

Детские права мы отстояли. Узнали, как можно помочь своему ребенку, если учитель ведет себя крайне непедагогично.

Только не бросайте на амбразуру грудью. Будьте внимательны в этом деле. Детям, особенно младшего школьного возраста, свойственно преувеличивать то, что происходит в действительности. Чадо могло примерить на себя ситуацию, возникшую в классе с другим учеником. И если мама отправится в школу, желая устроить скандал, согласитесь, это будет выглядеть странно.

Каким должен быть учитель? Добросовестным, любящим своих учеников, умеющим заинтересовать их своим предметом. Увы, но не все педагоги такие. Иногда в школу идут работать люди, вовсе не любящие детей. И с этим тоже приходится мириться. Или твердо заявлять о своих правах.

Порядок привлечения к ответственности учителя за оскорбление ученика

Преподаватель учебного заведения – сложная и нервная работа, требующая хорошей выдержки. Не все учителя должным образом справляются со своими задачами. При неэтичном и непрофессиональном поведении наступает ответственность учителя за оскорбление ученика. Если преподаватель будет унижать достоинство ребенка, родители должны срочно принять меры. В ином случае школьник рискует получить психологическую травму из-за учителя, что скажется на будущей жизни.

Ответственность учителя за оскорбление

Имеет ли право учитель оскорблять и унижать ученика

alt=»Ответственность учителя за оскорбление» width=»150″ height=»150″ />Задача каждого преподавателя – обеспечить ученикам комфортные условия обучения и дать необходимые знания. Однако в школе дети могут столкнуться с унижением, исходящим не только от сверстников, но и от взрослого человека. Даже если несовершеннолетний не ведет себя должным образом, педагог не имеет права опускаться до оскорблений, а тем более применять физическую силу.

У учителя есть полномочия вызвать родителей в школу или же обратиться к начальству, чтобы повлиять на поведение учащегося. Также можно с самим школьником провести дисциплинарную беседу в вежливой и уважительной форме. Однако оскорбление недопустимо, какая бы ситуация ни была.

В случае унижения несовершеннолетнего взрослым человеком, родители должны незамедлительно вмешаться. Следует непременно принять меры, когда подобное происходит регулярно. Не реагировать на недопустимое поведение учителя нельзя, ведь подросток может не только перестать нормально учиться, но и потерять уверенность в себе.

Какая ответственность предусмотрена

Детский педагог обязан вести себя достойно даже в стрессовых ситуациях. Если он будет срываться на ребенка, оскорблять его личность и честь, тогда родители имеют право привлечь обидчика к наказанию. Неважно, кем приходится преподаватель, тренером или обычным учителем. Он в любом случае не имеет право унижать несовершеннолетнего.

Что может грозить за оскорбление:

Ответственность учителя за оскорблениеПривлечение к дисциплинарной ответственности. Обращаться следует в администрацию школы. Преподавателю могут сделать выговор и даже уволить.

Наказание виновного по статье за оскорбление личности. Физическое лицо должно заплатить штраф в размере до трех тысяч рублей, а должностное лицо будет оштрафовано на сумму до 30 000 рублей.

Компенсация морального ущерба. Для этого родитель должен составить исковое заявление и подать заполлненный бланк ходатайства о возмещении вреда в суд. Только в суде можно просить компенсацию от учителя и от школы.

Если педагог не будет наказан по статье, его поведение изменится. Потому как он осознает, к чему может привести оскорбление учащихся и вряд ли захочет судиться.

Какими должны быть действия родителей

Если родитель услышал жалобу от ребенка на преподавателя, стоит сразу разобраться в ситуации. В первую очередь нужно выяснить, не клевета ли это. Потому как несовершеннолетний может обмануть, допустим, чтобы не идти на урок или не делать домашнее задание. Однако если школьник не врет, тогда следует незамедлительно явиться в школу.

Важно! Стоит сначала поговорить с учителем и попытаться разрешить вопрос мирным путем. Следует объяснить педагогу, что ребенок не привык к подобному обращению.

Вполне возможно, учитель поймет свою ошибку и прекратит вести себя неподобающим образом. Однако если этого не произойдет, тогда останется идти в вышестоящие органы.

Рекомендуется предварительно опросить ребенка по поводу случившегося и узнать все подробности. Также следует побеседовать с другими учениками, которые стали свидетелями неподобающего поведения со стороны учителя или сами подвергались оскорблениям. Если родитель уверен, что унижать детей для учителя не ново, и он не собирается исправлять свое поведение, тогда необходимо идти в прокуратуру.

В заявлении следует указать подробности случившегося, уточнить дату и время, а также место. Стоит написать, какие неправомерные действия совершил педагог, какие слова использовал для унижения несовершеннолетнего. Подробно расписывать историю необязательно, потому как при возбуждении уголовного дела будет проведен опрос.

Прокурор обязан предпринять все меры, чтобы расследовать правонарушение. Как правило, это занимает не более месяца. Опрошена должна быть каждая из сторон конфликта. Далее направляются материалы в суд, и вопрос рассматривается на протяжении 60 дней. В большинстве случаев достаточно одного заседания, чтобы решить проблему. Присутствовать должны прокурор, родители несовершеннолетнего и учитель.

По итогам заседания преподавателя могут привлечь к ответственности или же прекратить административное дело. Решение можно оспорить в течение 10 дней с момента получения копии постановления. Если дело серьезное, рекомендуется обратиться за юридической помощью, чтобы наказать виновного.

Как защитить ребенка

Ответственность учителяОбязанность каждого родителя защищать своих детей, в том числе от нападок учителей. Конечно, довольно редко встречается ситуация, когда учитель намеренно принижает достоинство учащегося. Чаще всего конфликты происходят с другими школьниками по разным причинам. Но родитель не должен оставаться в стороне.

Следует разобраться в ситуации и понять, кто виноват. Если учащийся сам первый начал оскорблять учителя, тогда ему нужно объяснить, что подобное поведение недопустимо. Когда виноват педагог, стоит с ним побеседовать и попросить больше не унижать детей.

Когда мирным путем вопрос не получается решить, остается только обратиться к закону. И в России, и в Беларуси, и в Украине, и в других странах можно привлечь учителя к ответственности. Не стоит откладывать это, ведь ситуация может быстро ухудшится. Как минимум ученику будет некомфортно находиться в школе, что скажется на его успеваемости. Однако могут даже появиться серьезные психические травмы из-за нападок преподавателя, которые в будущем станут проблемой.

Ответственность учителя за оскорбление ученика

Буллинг — это травля. Она разворачивается как в реальности, так и в интернете. Жертвой травли как правило становится ученик, не похожий на других в классе и не разделяющий общих ценностей. Или ученик со слабой нервной системой, тот на кого легко надавать, над кем легко посмеяться.

Чем травля отличается от непопулярности?

Травля — это прицельные, целенаправленные действия всего коллектива против одного человека. Это действия, которые нарочито унижают, оскорбляют или причиняют любой другой вред жертве, в том числе физический. Коллектив понимает, что делает и делает это сознательно. В этом и отличие от непопулярности. Непопулярный ученик может вполне комфортно себя чувствовать, если он не нуждается в признании сверстников, а вот жертва травли всегда явно и сильно страдает.

Как учитель может заметить травлю?

Наблюдать. Даже если учитель проводит один-два урока в неделю, он может многое узнать об отношениях в классе. Часто учитель видит что-то «неладное», но проходит мимо. Если учитель видит, как одноклассники прячут чей-то портфель, наклеивают на спину кому-то бумажку, постоянно смотрят какое-то видео в телефонах, — он должен насторожиться. Не нужно подозревать всех и вся и не нужно искать ябед. Достаточно наблюдать, поделиться мнением с классным руководителем и школьным психологом.

Понять, какие социальные роли у кого в классе. Если кажется, что над классом сгущаются тучи, но еще не ясно над кем именно, поймите, кто в коллективе лидер, кто — аутсайдер. Это пригодится даже если травли не начнется. Вы сможете понять, кому понадобится помощь в социализации. Или чьи границы лучше не нарушать. Будет здорово, если вы разберетесь, кто в классе интроверт, а кто экстраверт. Как правило, больше страдают интроверты — они чувствительнее к нарушению границ и их проще ранить.

Особенно наблюдать за «белыми воронами». Да это плохой термин, но он помогает выявить нонконформистов и помочь им в сохранении границы. Не нужно подталкивать таких ребят к социализации — далеко не каждому важно внимание других. Важно понять, чем может быть интересен ребенок — своим увлечением, своим темпераментом, добротой. И помочь ему защититься от угроз других. Сделать это легко — понять интерес и побеседовать о нем.

Чтобы в классе начался буллинг, нужно несколько условий:

  1. Потенциальная «жертва» и один сильный лидер.
  2. Пример какого-либо значимого взрослого. Например, кто-то из учителей сам высмеивает при классе чью-то особенность или ведет себя агрессивно.
  3. Молчание со стороны учителя. Если дети чувствуют свою безнаказанность, они будут продолжать.
Что делать, если буллинг в активной фазе?

Точно вмешиваться. Если травля перешла в активную фазу — вы точно это заметите. Оскорбления, драки, неуместные шутки — если заметили, то останавливайте и действуйте по обстоятельствам. Если ученик нарушил устав школы, ведите его к директору. Если еще нет, проводите беседу со всеми участниками конфликта. Бездействовать в травле — должностное преступление.

Уходить от деления на жертву и виновных. Если нет четкого правонарушения — обидные шутки могут и не нарушать устав, — то постарайтесь не осуждать только зачинщика. Скорее всего он действует так, потому что его поддерживает весь класс. Постарайтесь понять, каковы отношения в классе и как они привели к травле. Но при этом, не молчите. Покажите, что так нельзя, вы этого не спустите.

Обращаться к психологу. Если хотя бы на толику чувствуете неуверенность в своих силах, зовите педагога-психолога. Он сможет поддержать жертву травли и поможет организовать беседу с участниками. Также он поймет, нужно ли подключать родителей и всех одноклассников.

Устраивать модерацию конфликтов. Дети, даже подростки, в силу возраста и малого жизненного опыта еще не умеют самостоятельно выходить из конфликтов. Их главным помощником становится педагог.

Например, если Вася говорит Пете «Ты трус, поэтому и получил», задавайте Васе наводящие вопросы. Пусть он объяснит, почему считает Петю трусом, почему это важно для Васи. Тогда Вася в итоге скажет Пете: «Петя, я думал, что ты поддержишь меня и мы вместе прыгнем с парашютом. Ты же хотел. Жаль, что у тебя не получилось». А Петя сможет рассказать, что его остановило и испугало.

Разговаривать с родителями. Родители представляют интересы несовершеннолетних детей, значит, должны быть в курсе. Старайтесь доносить информацию аккуратно, но настойчиво. Если родители пройдут мимо, это нанесет ущерб их ребенку. Если же со всей горячностью бросятся мстить обидчику, также ни к чему хорошему не приведет.

Что делать, если буллинг прошел, но «жертве» плохо?

Обращаться к психологу. Если вы заметили, что ученик чувствует себя подавленно, поговорите с ним. Если он расскажет, что подвергался травле несколько дней-недель-месяцев назад, то подключайте психолога. В первую очередь, нужно не искать виновных, а работать с пострадавшим.

Запускать службу примирения. Если ребенку нужно, чтобы перед ним извинились, придется собирать участников конфликта и проводить модерацию. Психолог может провести ее сам, а может обратиться к школьной или городской службе примирения. Их силы понадобятся, если конфликт очень глубок и никто не хочет брать на себя ответственности. Служба примирения собирает детей, родителей, подключает ученический совет и пытается помирить участников конфликта, чтобы наладить их отношения.

Выстраивать доверие. После работы с психологом все только начинается. Классу придется по-новому взглянуть на свои отношения. Возможно, что теперь ученики будут меньше общаться с зачинщиком травли. Это тоже неправильно, нельзя допустить, чтобы теперь травили его. Восстанавливать отношения можно по-разному: пойти в поход, проходить тренинги на доверие, больше разговаривать.

Как самому не поддерживать буллинг?

Быть искренним с детьми. Учитель почти всегда становится примером для учеников. Рассказывайте о своих чувствах, не кричите на детей, если недовольны, то просто расскажите чем и почему. Будьте аккуратны в общении и возможно дети будут использовать вашу модель.

Не заводить любимчиков. Старайтесь одинаково относиться ко всем. У каждого ученика есть свой интерес и учитель должен услышать каждого. Нельзя поощрять Колю, который собирает марки, и унижать Машу, рисующую комиксы. Даже если ребенок получает «двойки» и «тройки», он заслуживает любви и внимания.

Не навешивать ярлыки. Постарайтесь не использовать оценочные слова «плохой», «хороший», «дурак», «растяпа» и другие. Если высказываете мнение, оценивайте поступок. Если Коля не сделал домашнее задание, то нужно объяснить Коле и классу, почему это плохо, а не оскорблять самого Колю.

Ответственность учителя за оскорбление ученика

В Российской Федерации государственная социальная политика в отношении детей стала активно формироваться с 1990-х гг. Важную роль в ее формировании сыграла ратификация в 1990 году Конвенции о правах ребенка (одобрена 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН) как главного международного документа по защите интересов детства.

Читайте также  Если директор присутствует на встрече нужна ли

Указанная Конвенция провозгласила право ребенка быть защищенным от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Каждое государство обязано обеспечивать реализацию указанного права, принимая для этого все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры.

Главным актом признания государством своих обязательств перед детьми стало принятие Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливающего основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

В настоящее время все больше внимания стало уделяться проблеме насилия как в отношении детей со стороны взрослых, так и в отношении детей со стороны других детей. Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования, касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня. Запрет методов применения физического и психического насилия в образовательных учреждениях прямо предусмотрен российским законодательством. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к одному из основных прав обучающихся относится уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогических работников соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (пункты 2, 3, 5, 6 части 1 статьи 48 названного закона).

Применение педагогическим работником методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника является одним из оснований увольнения педагогического работника в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 336 Трудового Кодекса Российской Федерации. Также п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Аморальным проступком является проступок, нарушающий принятые в обществе нормы морали и нравственности, непосредственно посягающий на систему общественных отношений, обеспечивающих нормальное воспитание и обучение детей, лиц несовершеннолетнего возраста, их физическое и нравственное развитие.

Данные нормы активно применяются судами общей юрисдикции. Так, определением четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 сентября 2020 года по делу № 88-19140/2020 признано правомерным увольнение учителя физкультуры за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. Учителем неоднократно оказывалось психическое насилие над ребенком, он выгонял ребенка с урока, обзывал «дураком» и «заикой», говорил, что он мямлит, всячески унижал в присутствии других учащихся, вел себя агрессивно. По результатам проведенного служебного расследования в отношении учителя были выявлены также новые факты, подтверждающие некорректное поведение учителя, выразившееся в неоднократном психологическом и физическом насилии над другими учащимися школы.

На основании приказа работодателя преподаватель был уволен в соответствии с п. 8 ст. 81 ТК РФ. Увольнение учителя физкультуры за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, признано судом правомерным.

Бывают ситуации, когда на практике степень тяжести проступка педагогического работника недостаточна для его увольнения, либо отсутствуют безусловные доказательства наличия события дисциплинарного проступка.

В этой связи интересно Апелляционное определение Московского городского суда от 22 января 2020 года по делу №33-3136/2020. Истица К. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Москвы о признании результатов и процедуры проведения служебного расследования незаконными, признании акта расследования несчастного случая незаконным, отмене дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда.

На истицу наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за то, что она своевременно не проинформировала социального педагога или педагога-психолога о трудностях развития, социализации обучающейся, не инициировала постановку на внутришкольный учет, а также в нарушение должностной инструкции классного воспитателя не осуществляла изучение личности обучающейся, не помогала ей решать проблемы с родителями, не поддерживала постоянную связь с ними, не обеспечила безопасное проведение образовательного процесса, что привело учащуюся к попытке суицида.

Основанием для наложения дисциплинарного взыскания послужили материалы служебного расследования, которые содержали информацию по факту произошедшего с ученицей несчастного случая (попытки суицида). При этом сведений о ненадлежащем исполнении К. должностных обязанностей в представленных письменных объяснениях работников школы, не имелось.

Таким образом, проверка на соответствие действий истца требованиям должностной инструкции в ходе проведенного служебного расследования работодателем, на которого возложена обязанность установить все обстоятельства совершенного проступка, в нарушение ст. 192 ТК РФ фактически не проводилась, а выводы о виновности работника на объективных данных не основаны.

Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, ученица находилась в доверительных отношениях с классным руководителем, которая оказывала ей необходимую психологическую поддержку, находила с ней общий язык, поддерживала постоянный контакт с матерью ученицы. По вопросу успеваемости и посещаемости школы классным руководителем было инициировано проведение работы с ученицей, о чем социальному педагогу было подано соответствующее заявление. По данному обращению с ученицей была проведена работа, а также собран малый педсовет, по результатам которого социальным педагогом и администрацией школы оснований для постановки ученицы на внутришкольный учет установлено не было.

В подтверждение исполнения должностных обязанностей классного руководителя по проведению воспитательной работы с обучающимися, обеспечению безопасного проведения образовательного процесса суду были предоставлены планы работ классного руководителя, копия журнала регистрации инструктажей на рабочем месте обучающихся.

Изложенные факты опровергают указанные ответчиком обстоятельства о противоправном бездействии классного руководителя, связанном с не информированием администрации школы о трудностях развития, социализации обучающейся, не инициированием постановки ее на внутришкольный учет, не изучением личности обучающейся, не оказанием помощи в решении проблем с родителями, не поддержанием постоянной связи с ними, необеспечением безопасного проведения образовательного процесса, и свидетельствует об отсутствии оснований для квалификации действий истца как дисциплинарного проступка.

Доводы представителя образовательного учреждения о том, что сам по себе факт попытки суицида обучающейся свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей классным руководителем, не может быть признан состоятельным, поскольку причинно-следственная связь между действиями обучающейся и исполнением должностных обязанностей классного руководителя представленными доказательствами не подтверждается, а возложение на работника ответственности за события, которые произошли по не зависящим от его воли обстоятельствам, противоречит действующему трудовому законодательству, принципам юридической ответственности. Учитывая недоказанность факта ненадлежащего исполнения классным руководителем должностных обязанностей, судебная коллегия пришла к выводу о незаконности применения к истцу дисциплинарного взыскания.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в соответствии с ч. 1 ст. 5.61 предусматривает административную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, что влечет наложение административного штрафа.

Иллюстрацией рассмотрения соответствующей категории дел стало постановление третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2020 г. № 16-318/2020, где было признано обоснованным привлечение гражданина И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ и наложение на него административного наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей.

И., находясь в коридоре первого этажа здания МОУ «Нововилговская средняя общеобразовательная школа №3», высказал в адрес несовершеннолетнего неприличные слова, совокупность которых оскорбила, унизила его честь и достоинство.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Прионежского района Республики Карелия постановления о возбуждении в отношении И. дела об административном правонарушении, и последующим привлечением мировым судьей к административной ответственности.

Анализ представленных судебных решений подтверждает поддержку государством законодательных гарантий защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, психическое и нравственное воспитание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector