Пени за несвоевременную уплату налога Сроки уплаты

Пени за несвоевременную уплату налога Сроки уплаты

Расчет пени за несвоевременную уплату налога

Конституция РФ статьей 57 обязывает уплачивать установленные законодательством фискальные сборы. Порядок уплаты налоговых платежей регулируется Налоговым кодексом РФ. За неуплату или несвоевременную уплату фискальных платежей НК РФ предусматривает ответственность. К недобросовестному налогоплательщику применяются следующие меры воздействия:

  • начисление пени;
  • штрафы;
  • принудительное взыскание долгов.

Неустойка уплачивается за каждый день просрочки и рассчитывается в процентах от недоимки. Пеня за несвоевременную уплату налогов является способом обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности перечислять налоги в бюджет. Ее взимание призвано компенсировать потери бюджета от несвоевременных поступлений денежных средств в государственную казну. Как рассчитать пени по налогам, прописано в статье 75 НК РФ.

За какой период начисляется

В случае опоздания с перечислением налоговых платежей расчет пени по налогам производится за каждый календарный день просрочки платежа. Начинается начисление неустойки со дня, следующего за установленным сроком уплаты фискального платежа. Последним днем начисления является день, в который недоимка перед бюджетом погашена.

Например, организация обязана уплатить первый платеж НДС за 3 квартал 25 октября. Фактически НДС уплачен 31 октября. За несвоевременную уплату НДС компании начисляется неустойка за 6 календарных дней: с 26 по 31 октября включительно.

По какой ставке рассчитывается

Размер пени по налогам рассчитывается отдельно за каждый календарный день. Это связано с тем, что начисление неустойки производится исходя из действующей на день расчета ставки рефинансирования ЦБ РФ. Процентная ставка для расчета пени по налогам для физических и юридических лиц устанавливается по-разному. Для физлиц и индивидуальных предпринимателей ставка равна 1/300 ставки рефинансирования.

Для организаций порядок расчета следующий:

  • за первые 30 календарных дней — исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа;
  • начиная с 31 дня — исходя из 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа.

Обращаем внимание, что с 01.01.2016 Банк России не устанавливает размер ставки рефинансирования. Начиная с этой даты, ее размер принимается равным значению действующей ключевой ставки. Смотрите ее актуальное значение в нашем справочном материале.

Когда пени не начисляются

Освобождение от уплаты неустойки, в соответствии со статьей 75 НК РФ, применяется очень редко. К таким случаям относятся:

  • невозможность погашения недоимки в связи с наложением ареста на имущество налогоплательщика по решению налогового органа;
  • невозможность погашения недоимки в связи с приостановлением операций по счетам налогоплательщика по решению суда;
  • недоимка образовалась в результате выполнения письменных разъяснений о порядке исчисления налогов и сборов, данных налоговым или иным уполномоченным госорганом. Этот вид освобождения не применяется, если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком.

Пример расчета пени по налогам

ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.

Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:

  • 25.10.2019 — 10 000 руб.;
  • 25.11.2019 — 10 000 руб.;
  • 27.12.2019 — 10 000 руб.

Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:

  • с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
  • с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).

Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.

Рассчитаем с помощью таблицы размер пени за несвоевременную уплату налогов:

Период расчетаЧисло календарных днейСтавка рефинансированияРасчетРезультат
26.11–16.12216,510 000 × 6,5% × 1/300 × 2145,5
17.12–25.1296,2510 000 × 6,25% × 1/300 × 918,75
26.12–27.1226,2510 000 × 6,25% × 1/150 × 28,33
Итого72,58

Пользуйтесь этой же формулой, если хотите понять, как рассчитать пени за несвоевременную уплату НДФЛ и любого другого налога.

Как отразить в учете

В бухгалтерском учете для отражения начисления пеней используются счета 68 и 69 Плана счетов бухучета (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Чтобы было проще контролировать расчеты по штрафным санкциям, открывают отдельные субсчета для их учета либо обеспечивают аналитический учет в разрезе фискальных платежей, по которым начисляются неустойка и иные санкции.

Начисление неустойки отражается по кредиту счетов 68 и 69, а их уплата — по дебету. Начисленные к уплате суммы отражаются:

  • на дату расчета, если начисляются налогоплательщиком самостоятельно;
  • на дату вступления в силу решения по проверке, если начисление производится в рамках выездной или камеральной проверки.

В налоговом учете при расчете налога на прибыль никакие налоговые санкции в расходах не признаются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Пени за несвоевременную уплату налога. Сроки уплаты налогов

пени за несвоевременную уплату налога

Под налогом следует понимать безвозмездный платеж, который взимается с физлиц и предприятий в пользу государства. Соответствующая обязанность устанавливается ст. 57 Конституции. В РФ используются различные системы обложения предприятий (ОСНО, ЕНВД, УСН). Для физлиц также предусмотрены разные налоги и сборы. У работодателей существует обязанность осуществлять отчисления во внебюджетные фонды.

Данный налог считается федеральным. Он отчисляется со всех доходов, которые получают граждане РФ в прошедшем году. При этом уплата может осуществляться как в натуральной, так и в денежной форме. К доходам, с которых взимается НДФЛ, относят:

  • Зарплату.
  • Подарки.
  • Премиальные.
  • Доход от сдачи в аренду или продажи имущества.
  • Выигрыш.
  • Оплату обучения/питания сотрудника предприятием и так далее.

По действующему НК, ставка НДФЛ – 13% для резидентов. Налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму предусмотренных в законодательстве вычетов.

Собственность

Если гражданин выступает в качестве законного владельца недвижимого имущества, ежегодно по почте ФНС будет направлять уведомление с квитанциями по земельному налогу и сбору с имущества. В качестве объектов обложения выступают:

  • Квартира.
  • Дом.
  • Дача.
  • Доля в праве (при общей собственности).
  • Гараж.
  • Сооружение.
  • Помещение.
  • Строение, здание.

пени по налогу на прибыль

Налог на имущество относится к категории местных сборов. Он, соответственно, поступает в бюджет МО. Земельный налог также считается местным. Ставка по нему устанавливается администрацией МО. Однако она не может быть выше 1.5%. Расчет осуществляется в соответствии с кадастровой стоимостью земли. Как и в предыдущем случае, ФНС присылает квитанции. Предельный срок для уплаты земельного налога перенесен на 1 декабря. То есть, с 2016 года отчисление нужно делать до 1.12 года, который следует за прошедшим отчетным периодом. Еще одним налогом является сбор за использование объектов водного и животного мира. Он отчисляется в федеральный бюджет. Такой налог уплачивают граждане, которые охотятся на животных или отлавливают обитателей акваторий.

Транспортные средства

Налог с ТС считается региональным. Он поступает в бюджет того субъекта РФ, в котором транспорт стоит на учете. К объектам обложения следует относить:

  • Автомобили.
  • Мотоциклы.
  • Автобусы.
  • Мотороллеры.
  • Катера.
  • Суда.
  • Яхты.
  • Снегоходы.
  • Воздушные суда и пр.

Не взимается налог с маломощных автомобилей, лодок (весельных, а также моторных, двигатель которых не более 5 л. с.), авто для инвалидов, купленные через органы соцзащиты. Расчет суммы налога осуществляется в ФНС в соответствии со сведениями, поступающими из органов, регистрирующих ТС. Обязательство по отчислению должно исполняться ежегодно. Как и с земельным налогом, предельная дата выплаты перенесена на 1 декабря.

Ответственность

В НК РФ установлены пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов. Эти меры применяются для обеспечения выполнения обязательств, вмененных законом, а также в качестве наказания за нарушения предписаний. Рассмотрим далее подробно, что собой представляют пени по налогам и сборам.

Общие сведения

пени по налогу на имущество

Уплата налогов физических лиц имеет особое практическое значение для экономики. Эти поступления составляют определенную долю доходов бюджета. Законодательство устанавливает четкие сроки уплаты налогов. В случае отчисления положенной суммы в более поздний период, с субъекта взимается дополнительная денежная сумма. При полной или частичной неуплате налога при его неправильном расчете в законодательстве предусматривается штраф. Он составляет 20 % от неотчисленной суммы. Штраф выступает как наказание за нарушение налогового предписания. В качестве основания для применения этой санкции выступает ст. 122 НК. Пени устанавливаются в случае несвоевременной уплаты вмененной суммы (просрочки). Таким образом, по НК к субъекту, который нарушил установленный период для отчисления, могут быть применены обе эти санкции.

Исключения

Сроки уплаты налогов могут быть пропущены по разным причинам. В законодательстве оговариваются случаи, когда к субъекту санкции не применяются. К ним, в частности, относят:

  1. Наложение ареста или приостановление операций по счетам в банке. В этом случае уплата налогов физических лиц не может осуществляться практически. Такие меры к средствам на счетах могут применить суд или ФНС. При этом пени за несвоевременную уплату налога не начисляются в течение всего периода заморозки р/с.
  2. Случаи, когда субъект действовал согласно разъяснениям по нормам НК, данным ФНС либо Минфином. В результате у него сформировалась недоимка.

Никакие иные случаи не могут приостановить начисление пени за просрочку налогов.

Важный момент

пени за просрочку налогов

Следует отметить, что во втором случае пени за несвоевременную уплату налога начисляться не будут только в том случае, если указанные разъяснения были даны уполномоченными органами на личный запрос субъекта либо они распространяются на неопределенный круг лиц (массовые письма). В различных источниках можно найти большое количество различных документов. Например, часто попадаются письма Минфина, которыми разъясняется позиция финансового ведомства относительно того либо иного вопроса. Однако большая часть таких пояснений имеют частный характер, то есть, они адресуются конкретным лицам. Если такими разъяснениями будет пользоваться другой субъект, а в результате контрольных мероприятий будет выявлена недоимка, то ему придется уплатить налог, пени и штраф. Это означает, что при возникновении спорной ситуации целесообразно направлять собственный запрос в ФНС либо Минфин.

Общий порядок

Расчет пени по налогам осуществляется в соответствии со ст. 75 НК. Начисление начинается за каждый день (календарный) пропуска установленного периода для погашения обязательства. Сумма, подлежащая к взысканию, определяется в процентах. Расчет пени по налогам осуществляется с использованием одной трехсотой от ставки рефинансирования Центробанка, действующей в соответствующий период. Сумма взимается одновременно с основным долгом либо после его полного погашения.

Пени по налогам

Они начисляются кроме сумм, подлежащих отчислению в бюджет. В данном случае значения не будет иметь, применены ли к субъекту другие меры обеспечения выполнения обязательства или санкции, если им было нарушено требование об уплате налога. Начисление начинается с дня, следующего после установленной даты погашения задолженности перед бюджетом. Размер пени за несвоевременную уплату налогов определяется по формуле:

П = З х Д х СР х 1/300, где:

  • сумма налога, срок уплаты которой истек – З;
  • число пропущенных дней – Д;
  • ставка рефинансирования Центробанка – СР.

Пример

Допустим, ООО не отчислило до 1-го февраля 2012 г. сумму земельного налога в 6 тыс. руб. Данная задолженность была погашена только 30-го марта указанного 2012. Ставка рефинансирования Центробанка в течение 58-ми дней (со 2-го февраля по 30-е марта) составляла 8 %. ООО рассчитало пени за несвоевременную уплату налога: 6000 р. х 58 х 8 % х 1/300 = 92.8 руб.

 уплата налогов физических лиц

Изменение ставки

Оно может иметь место в течение расчетного периода несколько раз. В этой связи могут возникнуть вопросы относительно того, какое именно ее значение нужно брать при исчислении. В данном случае необходимо иметь в виду следующее положение. Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода в большую либо меньшую сторону, при исчислении применяются все ее значения относительно каждого периода действия того или иного показателя. Например, предприятие не погасило вовремя бюджетное обязательство в размере 10 тыс. р. за 2011 г. Дата совершения платежа установлена 1 февраля 2012 г. Задолженность погашалась фирмой по следующей схеме:

  • 15-го февраля было перечислено 4 тыс. руб.
  • 2 марта – 6 тыс. руб.

Сумма недоимки, таким образом, составила:

  • За 13 дн. со 2 по 14 февраля – 10 тыс. руб.
  • За 17 дн. с 15 февраля по 1 марта – 6 тыс. руб.

Условно примем следующую ставку рефинансирования:

  • с 2.02 по 10.02 – 8 % (9 дн.);
  • с 11.02 по 20.02 – 8.25 % (10 дн);
  • с 21.02 по 29.02 – 8.5 % (9 дн.);
  • с 1.03 по 2.03 – 8.25 % (2 дня).

Предприятие определило пени за несвоевременную уплату налога:

размер пени за несвоевременную уплату налогов

(10 тыс. руб. х 9 дней х 8 % х 1/300) + (10 тыс. руб. х 4 дн. х 8,25 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 6 дн. х 8,25 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 9 дн. х 8,5 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 2 дня х 8,25 % х 1/300) = 63.5 руб.

Просроченные авансы

Некоторым предприятиям вменяется уплата налоговых авансов в течение отчетного периода. Обязательство будет считаться исполненным в том же порядке, который устанавливается для бюджетного отчисления в целом. Это означает, что если суммы будут направлены после определенной в законодательстве даты, то сверху будут начисляться дополнительные проценты. Например, предприятию могут вменяться:

  1. Пени по налогу на прибыль. По окончании каждого периода предприятия обычно начисляют авансовую сумму исходя из ставки и дохода. Она исчисляется нарастающим итогом с первого числа года до последнего.
  2. Пени по налогу на имущество. Сумма аванса определяется по окончании каждого периода. Ее величина – 1/4 произведения ставки и средней цены имущества, установленной за соответствующий временной промежуток.
  3. Пени за несвоевременную уплату налога на транспорт. Предприятие исчисляет сумму аванса по окончании каждого периода величиной в одну четвертую произведения ставки и соответствующей базы. Региональным нормативным актом может отменяться такая обязанность.
  4. Пени по земельному налогу. Авансовые суммы исчисляют те субъекты, для которых в качестве отчетного периода определен квартал. Платежи ими рассчитываются по окончании 1, 2 и 3 кварт. текущего года как 1/4 ставки % доли от кадастровой стоимости участка. Распоряжениями местных властей обязанность по отчислению авансов может отменяться.

пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов

Если по окончании периода размер начисленного налога меньше, чем суммы платежей, то пени должны быть соразмерно уменьшены.

Страховые взносы

Как и с налогами, пени за несвоевременное отчисление указанных платежей начисляют дополнительно к штрафам и основному долгу. Следует отметить, что в соответствии с ФЗ № 212 авансовых отчислений по страховым взносам не предусматривается. На протяжении расчетного года (календарного) субъект выплачивает вмененные суммы в фонды в качестве обязательных платежей. Отчисления должны осуществляться не позже 15 числа того месяца, который идет за тем, в который была определена сумма. В случае если дата попадает на нерабочий/выходной день, окончательным числом будет считаться следующий ближайший рабочий день. Пени начисляются за каждый просроченный день. Отсчет начинают от даты, следующей за установленным в законодательстве числом исполнения обязательств. Пени за каждый просроченный день определяются в процентах и рассчитываются от общей неотчисленной суммы взносов в страховой фонд. Вычисления осуществляют по схеме, аналогичной приведенной выше. В качестве процентной ставки принимается также 1/300 от установленной Центробанком и действующей на момент задолженности.

Отражение сумм в отчетности

При определении обязательных отчислений с дохода затраты в виде пеней и штрафов, а также прочих санкций, вмененных субъекту и перечисляемых в бюджетные и внебюджетные фонды, учитываются при установлении налоговой базы. В бухгалтерской отчетности должны быть сделаны следующие записи:

  • Дб 99 Кд 68 – начислены пени за просроченную уплату налогов (авансовых сумм).

При пропуске установленной даты погашения задолженности по страховым взносам в учете делают запись:

  • Дб 99 Кд 69 – начисление пеней за несвоевременную оплату ежемесячных обязательных платежей.

Суммы взыскания не оказывают влияния ни на величину базы, ни финансового результата. В этой связи разниц по ним по ПБУ 18/02 не возникает.

Допустимые сроки на взыскание пеней по налогу

Реалии таковы, что хоз.субъекты являются основными нарушителями сроков расчетов по обязательным платежам в казну. Начисление пеней не всегда способствует обеспечению исполнения обязательств перед бюджетом вовремя и добровольно, что увеличивает сумму долга. Но важно понимать, до какого времени будет начисляться санкционная мера в 2019 году: до уплаты налога или есть для пени по налогам срок давности.

Срок давности по пеням

Пени – вариант неустойки, мера финансового характера, которая применяется, когда должное лицо не выполнило свою обязанность, основанную на законе (транспортный или земельный налог и т.д.) или на гражданско-правовом договоре:

  • Аренды.
  • Подряда.
  • Об алиментах.
  • Гос.контракту.
  • Кредитному.
  • Об оказании услуг ЖКХ.
  • С застройщиком и т.д.

Исчисляется в процентном соотношении к величине основного долга за каждый день просрочки. Среди физлиц самым распространенными случаями начисления подобной неустойки является просрочка оплаты коммунальных услуг или квартплата за занимаемое жилое помещение. Также достаточно часто допускается просрочка уплаты транспортного, земельного или имущественного налога. У хозяйствующих субъектов начисление пени становится результатом несвоевременного расчета перед пенсионным фондом, налогами в бюджет и т.д.

уклонения

Законодательное регулирование

В НК отсутствует норма, которая содержит конкретную формулировку относительно того, имеют ли пени срок исковой давности. Вместе с тем, данный институт расписывается в ГК РФ. В силу 196 статьи названного акта определено, что стандартный, единый для большинства правоотношений, трехгодичный срок давности не применяется по пеням на налоги.

В сфере налогообложения есть самостоятельные понятия: срок взыскания задолженности по пеням и т.д. и он же для применения мер ответственности. Это нетождественные термины и ставить между ними равенство нельзя. И уж тем более не следует сюда приписывать давность по уплатам налогов.

В силу 70 нормы НК РФ по результатам проверки фискальный орган выставляет официальную претензию о необходимости оплатить налог в 10-дневный срок, который следует сразу за днем обретения решением юридической силы.

Если по истечении 8 дней, а в некоторых случаях может быть больше, со дня получения требования исполнение не наступило, инспекцией должен решиться вопрос о взыскании. Когда оно применяется к счетам обязанного перед бюджетом в КФО, то сделать это необходимо, как только выйдет срок, оговоренный в требовании, в 2-месячный период.

Когда финансов на счетах недостаточно или сведения об их наличии отсутствуют вовсе, и в прочих случаях, которые предусмотрены п.7 ст.46 НК РФ, под взыскание вполне законно может попасть имущество. Решение об этом должно последовать в установленной форме на протяжении года, после выхода времени исполнения претензии о погашении задолженности.

Если решения принимаются с опозданием, то они переходят в разряд недействительных и нет необходимости их исполнять.

Судебные решения по пеням

В случае когда срок упущен, фискальная служба может и должна обратиться в суд с просьбой взыскать причитающиеся суммы, начисленные к уплате по обязательствам перед бюджетом.

Время, в которое нужно подать в суд, отличается. Если обращение намереваются наложить на:

  • Счета контрагента, то есть полугодовой период. Отсчет начинается со дня, следующего за выходом срока для исполнения требования о погашении задолженности перед бюджетом.
  • Имущество, то предоставлено 2 года. Течение начинается по общему правилу, после того как закончился срок для исполнения требования.

весы

Пропущенный срок и в первом, и во втором случаях можно восстановить судебным постановлением по ходатайству самой налоговой службы.

Эти сроки касаются только взысканий с хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. Когда обязанной стороной выступает гражданин – физическое лицо, то применяются те, что прописаны в 48 норме НК РФ.

Если и в эти рамки инспекция не управится и не обратится в суд, то она утрачивает соответствующее право и принудить произвести платежи должника не сможет.

Срок давности взыскания пени по налогам по суду отдельный и не связан с иными. Он не включен в рамки времени для привлечения к ответственности в пределах анализируемого законодательства. При этом весь процесс, если уже начат, не ограничивается давностью. Производство фемидой может быть начато вовремя, а решение вынесено уже за рамками установленного предела.

Давность по взысканию санкции в сфере налогообложения – временной диапазон, который начинается с даты, следующей за последним днем, когда возможно привлечение субъекта к ответственности.

Выход срока для наложения налоговых санкций связано не с судебным постановлением о взыскании, а с принятием проверочного акта ИФНС либо, если последний необязателен к составлению, с решением главы инспекции. Такое разъяснение дал КС РФ в своем апрельском постановлении №9 2005 года.

Разработан и применяется порядок определения недоимки, задолженности по пеням и т.д. безнадежными. До официального отнесения их к таковым, эти суммы учитываются ИФНС в числе задолженности плательщика и не удаляются из информ. базы данной службы.

Основанием, но не единственным, к признанию недоимки и прочих санкционных и иных долгов в бюджет, безнадежными и подлежащими списанию, является акт суда, по которому за фискальной службой прекращает числиться право взыскания этих сумм по причине выхода установленного срока их взыскания. Об этом же свидетельствует определение об отказе в восстановлении пропущенного срока.

сроки

Правовые понятия

В 72 норме отечественного НК закреплено, что исполнение обязательств может быть обеспечено:

  • Залогом.
  • Поручительством.
  • Пенями.
  • Заморозкой трансакций по счетам в КФО.
  • Арестом имущества.

Пенями признается сумма средств, которая насчитывается и подлежит уплате обязанным перед бюджетом лицом, если причитающийся налог уплачивается с пропуском срока, который установлен действующим законодательством. Их внесение должно происходить одновременно или уже после полной уплаты основного долга – начисленного налога. Это правило зафиксировано в статье 75 НК РФ.

Следует отличать задолженность от недоимки, поскольку на величину последней не начисляются пени. Под ней подразумевается сумма, которая возникла при реализации письменных инструкций о порядке исчисления и внесения фискального сбора. Разъяснения должны исходить от уполномоченного и компетентного гос. органа, необязательно налогового. Сюда же входят и случаи приостановления трансакций по счетам или ареста собственности по воле суда или инспекции. Весь период действия таких мер освобождается от начисления санкций.

Правила, которые применяются для взыскания пени и недоимки согласно п.6 чт.75 и п.9 ст.46 кодекса, одинаковые.

Удержание пеней, возможно принудительно из финансов, размещенных должником в КФО. Это не распространяется на те случаи, когда уплата пусть и просроченного налога произведена добровольно после самостоятельно произведенного расчета или выставленной претензии ИФНС в трехмесячный период со дня выявления недоимки. Принудительный механизм возможен в двухмесячный промежуток времени, который начинает исчисляться с момента выхода срока, прописанного в претензии.

Если своевременно это не сделали, то действовать следует в рамках судопроизводства, хотя такой вариант также ограничивается. По п.3 ст.46 НК РФ налоговой дается 6 месяцев, после истечения срока для самостоятельного принудительного исполнения обязательства, которое указано в требовании.

НК

Нормой 47 названного акта также предусмотрена возможность взыскивать как само неисполненное обязательство, так и пени и штрафы за счет прочей собственности имущества должника.

Начисление пеней после пресекательного срока

Пресекательным именуется отрезок времени, в силу закона предоставленный для выполнения конкретного действия, нужного для сохранения за лицом своего права или защиты интересов. Цель данного срока также отличается от срока исковой давности, в том числе по пеням в налоговую. Ведь если последнее закончилось, само право никуда не девается и продолжает существовать, но лицо не может его осуществить с помощью принудительных инструментов. Когда заканчивается пресекательный срок, то право уже отсутствует. В большинстве ситуаций не допускается его увеличение или прерывание.

Основания для исключения пеней

Опираясь на сущность пресекательного срока, очевидно, что как только он выходит, налоговая теряет права взимать пени и отражать задолженность на лицевом счету в федеральной базе. Но практика показывает, что суды не считают, что сведения из информ. базы подлежат удалению.

По мнению суда, которое основано на 44,45,59 нормах НК и правительственном постановлении №100, задолженность по пеням переходит в разряд безнадежной, только когда юридическое лицо перестало существовать – ликвидировалось. Иных оснований налоговое законодательство для исключения пеней не предусматривает.

Последовательность отнесения недоимок и пеней к безнадежным к взысканию и их списание прописано в правительственном постановлении №100 от 12.02.2001. Оно касается не только сумм, которые висят перед федеральным бюджетом, но и страховых взносов в гос.внебюджетные фонды.

Получается, что оснований практически нет и сведения о них в базе будут числиться постоянно, если только субъект не прекратит свое существование или не рассчитается.

О пени по налогам и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Читайте также  Налог при переоформлении земельного пая
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector