Порядок отстранения от управления транспортным

Порядок отстранения от управления транспортным

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 27.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.12 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 9 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 452-ФЗ

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ в часть 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ часть 6 статьи 27.12 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ часть 6.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

6.1. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Отстранение от управления транспортным средством – порядок и условия

В статье рассказано о порядке и условиях временного отстранения водителей от управления транспортным средством. Перечислены этапы оформления данной процедуры и условия возврата за руль. Дана классификация оснований для принятия такого решения согласно положениям КоАП.

В ряде правонарушений к водителю сотрудники ГИБДД могут применить такую меру, как отстранение гражданина от управления средством передвижения. Данный запрет является временным, а его применение не даёт гражданину определённый период времени управлять транспортным средством до устранения причины, указанной в акте. Рассмотрим, нарушение каких правил может привести к такому решению.

Что это значит и какие могут быть основания

Сотрудник ГИБДД

Отстранение от управления ТС в силе до тех пор, пока не будут устранены причины правонарушения.

Если совершено нарушение не столь тяжёлого характера, когда у водителя могут забрать права, то могут прибегнуть к временному запрету на управление автомобилем.

Оставаться такое решение будет в силе, пока не устранят причину правонарушения.

Основания касаются как ненормального состояния самого водителя, так и транспортного средства. Плюс, отсутствие документов.

Причины принятия решения о временно запрете перечислены в КоАП (ст. 27.12).

  • Отсутствие у водителя регистрационных документов на автомобиль в момент проверки (ст. 12.3).
  • Вождение машины с неисправной тормозной системой, рулевым управлением или поломками сцепления (ст. 12.5).
  • Осуществление управление лицом, не имеющим прав либо лишённым данного документа (ст.12.7).
  • Нахождение за рулём человека, который замечен в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (ст.12.8, 12.6 и 12.26).

Отстранение от управления транспортным средством вводится только при нарушении вышеперечисленных мер. Исключение составляют случаи, когда сотруднику ГИБДД для исполнения своих обязанностей нужно использовать транспортное средство гражданина. В остальных случаях данная мера не применяется.

Каждый пункт необходимо доказать. Выявить данные обстоятельства уполномоченное лицо может после остановки машины. Сотрудник ГИБДД в составленном протоколе перечисляет основания, из-за которых он полагает совершение водителем правонарушения.

  • Нахождение в нетрезвом виде.К признакам опьянения относят:
    • Специфический запах изо рта и в салоне (алкоголя, наркотических средств).
    • Неустойчивая поза, шаткая походка.
    • Ненормальная речь (проглатывание слов, замедленный ответ), несвязность предложений.
    • Смена нормального окраса кожи лица.

    Порядок и процедура по КоАП РФ

    Данное наказание является административной мерой, применение которой закреплено в КоАП РФ. Порядок и основания для временного отстранения от управления ТС закреплены в статье 27.12 настоящего Кодекса.

    Решение может принять только инспектор ГИБДД, составив протокол.

    Порядок действий инспектора при отстранении граждан от вождения закреплён в 223-226 пунктах административного регламента ГИБДД:

    • Обязательное условие – присутствие двух понятых, либо замена их на полную видеозапись всего процесса оформления протокола и принятия решения.
    • Далее, начинается составление протокола об отстранении водителя. Затем, его подписывают нарушитель и человек, находящийся за рулём. При отказе гражданина от подписания данное решение фиксируется в протоколе.
    • Подготавливается копия протокола, которая вручается нарушителю.

    Отстранение от управления и запрещение эксплуатации

    Отстранение от управления транспортным средством

    Автомобиль на период отстранения будет находиться на штрафстоянке.

    Вышеперечисленные нарушения предусматривают не только временный запрет для водителя, но и дальнейшей эксплуатации авто. Его необходимо эвакуировать на штрафстоянку до того момента, пока причины не будут устранены.

    Исправив указанные основания, водитель сможет вернуть транспортное средство. Решение об эвакуации и запрете будет отменено.

    1. Освидетельствование. Чтобы отстранить от вождения лицо на основании опьянения, нарушителя необходимо отправить на освидетельствование. Если он отказывается от прохождения, либо показывает отрицательный результат, гражданин дополнительно проходит медобследование, по результатам которого принимается соответствующее решение.
    2. Составление протокола. Его образец утверждён согласно Приказу МВД РФ № 185. Требуется правильно составить не только протокол, но и документ, согласно которому нарушитель направляется на медицинское освидетельствование. В протоколе указана информация о правонарушении:
      • Дата, место (трасса или улица) и время выявления данного факта.
      • Основание, согласно которому было принято данное решение с указанием обстоятельств (запах, поведение, отказ о содействии сотрудникам ГИБДД).
      • Сведения о самом инспекторе, остановившим авто и принявшим такое решение (звание и инициалы сотрудника).
      • Информация о гражданине, пойманном в нарушении закона (ФИО, паспортные и контактные данные).
      • Данные о транспортном средства (номер, модель и т.п.).

    Копию, вручённую сотрудником ГИБДД, гражданин может проверить, правильно ли составлен документ. Для этого следует сверить его с официальным образцом. Лучше сделать это сразу, чтобы вовремя устранить допущенные нарушения и неправомерные действия.

    Составить документ могут и без понятых. Для этого один из инспекторов должен вести видеозапись всего процесса (осмотра, заполнения протокола, поведения гражданина). Сам подозреваемый также может снимать всё происходящее, используя в дальнейшем запись для доказывания собственной правоты.

    Срок отстранения

    Точных сроков действия данного решения законом не предусмотрено. Период отстранения зависит от того, как быстро водитель устранит причины правонарушения.

    К примеру, до восстановления водительских прав и предъявления необходимых документов. Либо если лицо передаст права на управление другому человеку, который имеет на руках все требуемые документы.

    Как вернуть возможность управлять транспортным средством

    Возврат ТС

    После устранения правонарушения можно вернуть транспортное средство и возможность управлять им.

    В случае технической неисправности машины автомобилисту потребуется привести её в порядок. Небольшие недочёты можно устранить прямо на месте, но при серьёзных повреждениях ТС придётся сдать в ремонт. Как только авто будет в порядке, водитель может подать свидетельство и аннулировать решение об отстранении от управления.

    Если дело в правоустанавливающей документации, то её также необходимо восстановить или получить согласно закону. Забрать машину со штрафстоянки не дадут, пока собственник не предъявит ранее отсутствовавших свидетельств.

    При поимке в состоянии опьянения нужно время. Организм через некоторый период избавится от вредных веществ, и вернётся в нормальное состояние. В таком случае перед возвратом прав на управление водителю потребуется пройти тест на содержание алкоголя в организме.

    С наркотическими веществами всё сложнее – тут его могут привлечь к ответу уполномоченные инстанции. Если начнётся разбирательство, вернуться за руль он сможет не скоро.

    Отличия от лишения прав

    Данная мера является временной, а её сроки значительно меньше, чем при лишении прав. Отнимают права только по решению суда. Отстраняют от управления ТС скорее для обеспечения безопасности на дороге, для этого инспектор может прямо на месте запретить водителю вести машину.

    Устранив нарушение, владелец вновь сможет сесть за своё авто. А вот лишившись прав, он уже не сможет управлять машиной определённый срок.

    Итак, такая мера как отстранение от управления автомобилем применяется скорее для защиты водителей, а не в качестве наказания. Как только недочёты, указанные в протоколе, будут устранены, человек сможет вновь сесть за руль.

    Смотрите видео по теме:

    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

    Порядок отстранения от управления транспортным

    КоАП РФ Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

    (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

    (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 29.12.2017 N 452-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

    (часть первая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 23.04.2018 N 92-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

    6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    (часть 6 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    (часть 6.1 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 227-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

    Верховный суд вернул права из-за ошибки в протоколе

    Верховный суд вернул права из-за ошибки в протоколе

    Летним утром 2019 года Павел Боровиков* ехал по трассе М-5 «Урал». На 24 километре автодороги его остановили сотрудники ДПС. Они предположили, что водитель находится в состоянии опьянения. Его попросили «дунуть в трубочку», но не разъяснили порядок проведения исследования. Алкотестер показал превышение, в воздухе содержалось 0,324 мг/л спирта.

    • 0,16 мг на один литр выдыхаемого воздуха
    • 0,3 г на один литр крови

    С результатом водитель не согласился, требовал отправить его на медосвидетельствование, но сотрудник полиции ему отказал. Инспекторы составили протокол об административном правонарушении (ч. 1. ст. 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»). Но, по словам Боровикова, ему не разъяснили его права.

    Спустя три месяца (11 сентября 2019 года) дело рассмотрел мировой судья Люберецкого судебного района Московской области. Боровиков на заседание не пришел. По его адресу направили повестку, а затем вернули на судебный участок в связи с истечением срока хранения. Мировой судья решил, что этого достаточно. Ходатайств об отложении от него не поступало, поэтому дело судья рассмотрел без водителя. В итоге суд признал Боровикова виновным. За езду в нетрезвом виде мужчину лишили прав на 1,5 года и назначили штраф 30 000 руб. (дело № 5-749/2019).

    Водитель с решением не согласился и направил жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции, но он оставил наказание в силе (дело № 16-5249/2020). Тогда Боровиков пожаловался в Верховный суд.

    Протокол с ошибками

    Судья ВС Сергей Никифоров с выводами нижестоящих инстанций не согласился. Он учел заявление Боровикова о том, что сотрудники полиции предварительно не разъяснили ему права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП («Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении») и ст. 51 Конституции.

    ВС обратил внимание на ошибки, допущенные сотрудниками полиции при составлении протокола. Так, в графе «сведения о свидетелях и потерпевших» вписана фамилия, но из протокола непонятно, кто это – свидетель или потерпевший. Ниже, где информация о разъяснении прав, стоит подпись без расшифровки. Кому она принадлежит, неясно. А там, где должен был расписаться Боровиков о разъяснении его прав, ничего нет. ВС отметил: учитывая доводы самого Боровикова (что права ему не разъясняли) и отсутствие его подписи в протоколе, нельзя однозначно сказать, знакомили водителя с его правами или нет.

    Никифоров обратил внимание и на извещения: мировой судья рассмотрел дело без водителя, хотя повестку Боровиков не получил. В протоколе есть его номер телефона и согласие на СМС-уведомление о дате рассмотрения дела. Это значит, что после возвращения письма ему нужно было отправить сообщение. Мировой судья не вызывал на заседание и не допрашивал сотрудника, который составлял протокол об административном правонарушении, понятых и свидетеля. То есть не исследовал, как проводилось освидетельствование и действительно ли инспектор отказался направлять водителя на медосвидетельствование.

    ВС сослался на позицию ЕСПЧ, согласно которой все доказательства суд должен изучить в присутствии обвиняемого. Ему надо дать возможность оспорить показания свидетеля и произвести его допрос. Иначе нарушается право на справедливое судебное разбирательство.

    ВС отменил акты нижестоящих инстанций, а производство по делу прекратил за истечением срока давности привлечения к административной ответственности (дело № 4-АД20-22).

    Отменить штраф реально

    Отменить административное наказание за управление ТС в состоянии опьянения или за отказ от прохождения освидетельствования можно по различным причинам: как из-за ошибок в действиях должностных лиц при составлении процессуальных документов, так и из-за судебных ошибок, отмечает Анатолий Кузнецов, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Так, по делу № 5-АД20-64 водитель тоже не расписался в графе о разъяснении прав, но полицейские попытались это исправить. Инспекторы приложили к материалам дела оригинал протокола с похожей подписью. Но так как у водителя осталась выданная ему копия, он смог доказать, что в протоколе не расписывался. ВС отменил штраф и вернул ему права.

    По другому делу в протоколе об административном правонарушении водитель отметил, что не употреблял алкоголь, а всего лишь принял успокоительное. Раз водитель не был согласен с результатами освидетельствования, то его следовало направить на медосвидетельствование. Так решил райсуд. Он отменил постановление мирового судьи, который лишил водителя прав на 1,5 года (№ 12-34/2012).

    Кузнецов считает, что отменить штраф можно и в том случае, если нарушен порядок привлечения понятых. Например, в одном деле сотрудник ГИБДД отстранил водителя от управления авто при одном понятом. ВС указал, что согласно ч. 2 ст. 27.12 КоАП («Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения») понятых должно быть двое либо должно записываться видео. Поэтому ВС прекратил дело за недоказанностью обстоятельств (№ 24-АД 19-6).

    Права вернут, если окажется, что понятой был только «на бумаге». Так произошло по делу № 12-10/2011. По ходатайству водителя в суде допросили понятого. Он признался, что его не было при освидетельствовании и отстранении водителя от управления машиной. А протоколы подписал по «настоятельной просьбе» сотрудников ГИБДД. В итоге райсуд производство по делу прекратил.

    О других случаях, когда права удастся вернуть, можно узнать из подборки «Право.ru» Вернуть водительские права: миссия выполнима.

    Читайте также  Заявление за свой счет - образец Беларусь, как
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector