Сервитут и виды его по гражданскому законодательству

Сервитут и виды его по гражданскому законодательству

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (действующая редакция)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Какие бывают виды сервитута на земельные участки? Классификация по сроку действия

По причине того, что земельные участки находятся в чьей-то собственности, то ежедневно рождается большое количество споров и разногласий по земельным вопросам. Они могут происходить из-за самых незначительных вещей, которые касаются интересов двух и более лиц/организаций. Даже невысокое деревце на участке может привести к спору. Многие конфликты рождаются из-за отсутствия знания персональных прав, положенных по закону.

Что это такое: понятие в гражданском праве РФ

Когда одно или несколько лиц получают возможность проводить работы или проезжать/проходить по чужой территорией, находящейся в собственности, на основании договоренностей или решения суда.

Частный и публичный — основные формы сервитутов, используемых в законодательстве:

  • Частный устанавливается при личных притязаниях физического лица или к физическому лицу.
  • Публичный — регулируется на законодательном уровне.

Разновидности: какие формы бывают?

Частный

Составленная договоренность между двумя и более соседями или судебное решение являются причиной частного сервитута.

В соответствии со ст.274 ГК РФ он может устанавливаться для явственных потребностей, которые не могут осуществляться без его установления – переход или переезд через соседский участок земли, использование ЛЭП, возведение трубопроводов, линий связи и прочие работы по ремонту. Владелец, для которого установлен сервитут может запросить деньги за пользование участком.

Пример. После покупки садового участка есть необходимость подвести к дому канализацию, но вокруг расположены другие участки, которые не дают шанса это сделать. Пробуйте договориться с соседом/соседями и заключить соглашение. Если мирно не получается получить согласие, то следующий шаг — обращение в суд.

В случае, когда ремонтные работы закончены, проезд/проход через участок уже не нужен, то есть основания для ограничения исчерпаны, то владелец земли может потребовать отмены сервитута, установленного в отношении его владения.

Пример. Для полива сада тратилась вода из озера, после бурения скважины на участке, нужда брать озерную воду пропала, необходимость ходить к озеру — тоже. Обращайтесь в суд для отмены сервитута.

Подробнее о том, что такое частный сервитут и как он устанавливается, мы рассказывали тут.

Публичный

Он закрепляется законом, нормативно-правовым актом РФ или субъекта РФ. Когда необходимо соблюсти государственные интересы, интересы местного самоуправления или местного населения, его устанавливают органы местного самоуправления, без изымания земельных участков.

Публичный сервитут закрепляется для муниципалитета или государства, владеющих земельными участками (п.2 ст.23 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Документ может быть применен для следующих ситуаций:

  • дать свободный доступ людям к водному объекту всеобщего пользования или его берегу;
  • распределить на территории межевые знаки, провести геодезические работы;
  • осуществить осушительные работы на участке;
  • в случае водопоя или изъятия водных ресурсов из водного объекта;
  • для прогона сельскохозяйственной живности;
  • в случае покоса сена и выпаски сельскохозяйственного скота длительностью, соответствующей местным обычаям;
  • в случае использования участка земли для ловли и разведения рыбы, охоты.

В случае перехода права на земельный участок с действующим сервитутом другому лицу, его действие продолжается, несмотря на смену собственника.

В Федеральном законе №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и п.17 ст.23 Земельного Кодекса РФ, говорится о том, что все сервитуты обязательно регистрируются при предоставлении заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого он устанавливается, если у него есть соответствующий контракт о его установлении.

А публичные сервитуты вносятся в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Больше информации о том, что такое публичный сервитут и как он оформляется, найдете в этой статье, а о правилах установления такого обременения прочтете здесь.

Чем отличается?

Важное различие публичного и частного сервитутов в том, что частный стоит на охране интересов одного/нескольких граждан, а публичный – большого круга людей.

Физические лица могут настаивать на плате за использование своего участка у того, в чью пользу установлен сервитут (однократно или периодическими платежами, причем плата может меняться на протяжении действия сервитута), а собственник земли по публичному сервитуту требует плату только при сложностях использования своего участка.

Частный сервитут достигается, если стороны пришли к обоюдному соглашению или по решению суда, а публичный – нормативно-правовыми актами, но никогда – через суд.

Если основания установления сервитута в частном порядке перестали быть актуальными, или участок невозможно использовать при сервитуте, то физическое лицо подает в суд иск для прекращения его действия (на каких основаниях может быть прекращен сервитут читайте тут). А публичный сервитут заканчивает действие после окончания срока резервирования земли, на которой он установлен.

Более подробно разница между понятиями частного и публичного сервитута была рассмотрена нами в этой статье.

Особенности установления частного и публичного

Частный сервитут устанавливается при достижении взаимной договоренности между соседями о проезде или проходе через участок, или проведении временных работ. Если мирное соглашение не достигнуто, то решение принимается судом.

Только органами государственной или местной власти может быть установлен публичный сервитут (п.2 ст.23 ЗК РФ). При необходимости обеспечения государственных нужд или интересов большого числа граждан никакого добровольного соглашения не заключается. Права использующих территорию по публичному сервитуту регламентированы нормативным актом, по которому он установлен (п.2 ст.41 ЗК РФ).

Оба вида сервитута подлежат обязательной регистрации в Едином государственной реестре недвижимости.

О том, как, на каких основаниях и по какому принципу происходит процедура установления частного и публичного сервитута, мы рассказываем тут.

Какие есть по периоду действия?

Срочные

Отрезки времени, на протяжении которых устанавливаются сервитуты регулируются п.7 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Сервитут также может быть срочным. У срочного сервитута отмечаются определенные временные рамки, которые фиксируются в соглашении или решении суда. То есть он перестает действовать, как только закрепленный срок истёк.

В решении об установлении публичного сервитута закрепляется его продолжительность действия.

Если земельный участок находится в пределах территорий, зарезервированных для муниципальных или государственных нужд, то его срок должен быть равен или менее срока резервирования.

Бессрочный

Если в соглашении сторон, решении суда или нормативно-правовом акте об установлении сервитута не прописан срок его действия, то он расценивается как бессрочный или постоянный. К таким относятся условия, которые сложно или невозможно изменить/устранить. Доступ к водоёму – сервитут может налагаться как в частном порядке, так и в публичном.

Более подробно о том, на какие сроки может быть установлен сервитут, мы рассказываем в этой статье.

На отдельные категории земли

Лесные

Лесной сервитут – это право неустановленного по времени или ограниченного пользования лесными участками (ст.9 Лесного кодекса Российской Федерации). По сути — это разновидность земельного сервитута, поскольку невозможно использовать лесной ресурс без использования земли. Он также может быть частным и публичным.

В соответствии со ст.21 ЛК РФ клюбое физическое лицо имеет право свободно находиться в лесном фонде и лесах, к нему не относящихся, если иное не прописано в законодательстве.

Для обычных жителей лесной сервитут может служить для целей сельскохозяйственной деятельности, бортничества.

Публичные лесные сервитуты де-юре подтверждаются актами законодательства на локальном или федеральном уровне (п.2 ст.23 ЗК РФ) и служат таким целям широкого круга граждан, как:

  • проход/проезд через участок леса;
  • проведения исследований, разработок, изысканий и других работ;
  • сенокос и выпаска скота;
  • прогон скота к пастбищам;
  • ремонт различных линий – электрических, транспортных, коммунальных, инженерных;
  • пользование лесной территорией для целей охоты и рыболовства.

Если в сервитуте отпала необходимость, то на основании п.1 ст.276 ГК РФ, он прерывает свое действие согласно решению собственника лесного участка.

Пример. Положено окончание работам по сооружению объездной дороги вокруг леса, проезд через который требовал наличия сервитута.

Водные

Водный кодекс Российской Федерации в статье 43 устанавливает определение водного сервитута. Этот его вид предполагает право ограниченного пользования водным объектом. Является разновидностью земельного сервитута, т.к. невозможно использовать водный ресурс, не используя при этом землю, на которой он находится.

Частая история в практике, когда водоём находится на территории частного владения. В таком случае может быть установлен частный или публичный сервитут. Потребность в нем возникает в случаях:

  • когда гонят домашних животных на пастбища;
  • прогона скотины к месту водопоя;
  • забора воды без использования технических сооружений;
  • эксплуатации водных видов транспорта в целях мелкого судоходства.

Собственник водного объекта должен обратиться в суд, если причина установления сервитута больше не имеет значения (например, не существует животноводческая ферма, от которой гоняли скот на водопой), или изменилось русло реки (пересох пруд).

Мы рассмотрели основные виды земельных сервитутов – срочные и бессрочные, публичные и частные, лесные и водные. Взаимоотношения в разрезе сервитутов регулируются Гражданским, Земельным, Лесным и Водным кодексами Российской Федерации. У каждого есть свои особенности и частности. Любой сервитут подлежит государственной регистрации, а устанавливается с помощью добровольного соглашения, нормативно-правового акта или решения суда.

Сервитут

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

обеспечения водоснабжения и мелиорации;

прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

проведения дренажных работ на земельном участке;

использования земельного участка;

прохода или проезда через земельный участок;

выпаса сельскохозяйственных животных;

прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

свободного доступа к прибрежной полосе;

использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

сферу, на которую распространяется действие сервитута;

платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;

другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;

условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;

заявление на выполнение регистрации;

паспорт лица, подающего данное заявление;

кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;

бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;

если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;

при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе М.А. Васильева.

В соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению сторон или судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Цели установления публичного сервитута закреплены в ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ, среди которых наиболее распространенная – проход или проезд через земельный участок.

Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.

Читайте также  Пример заполнения формы 3-НДФЛ в "Личном кабинете

Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом, силу ч. ч. 5, 6 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.

Срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

Основными принципами установления публичного сервитута являются его оптимальность и установление на наименее обременительных условиях для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Изложенное означает, что до принятия решения об установлении публичного сервитута орган государственной власти или местного самоуправления проверяет, что иных способов обеспечить проход, проезд к социально-значимым объектам для неопределенного круга лиц не имеется, либо устанавливаемое обременение (проезд, проход) является наиболее коротким (удобным), а также убеждается в том, что сервитут установлен на наименее обременительных условиях и собственник или иной законный владелец земельного участка не будет лишен возможности использовать земельный участок по целевому назначению.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен. Публичный сервитут, установленный на определенный срок согласно ч. 3 ст. 48 Земельного кодекса РФ считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.

Кроме этого, рассматриваемое вещное право можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок по его целевому назначению.

По общему правилу плата за установленный публичный сервитут не взимается, однако в случае если его установление существенно затрудняет использование земельного участка, соответствующая соразмерная плата может быть установлена.

Сведения о публичном сервитуте вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

13 октября 2021, 16:33

Основания и порядок установления публичного сервитута. Аппарат прокуратуры области

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе М.А. Васильева.

В соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению сторон или судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Цели установления публичного сервитута закреплены в ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ, среди которых наиболее распространенная – проход или проезд через земельный участок.

Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.

Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом, силу ч. ч. 5, 6 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.

Срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

Основными принципами установления публичного сервитута являются его оптимальность и установление на наименее обременительных условиях для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Изложенное означает, что до принятия решения об установлении публичного сервитута орган государственной власти или местного самоуправления проверяет, что иных способов обеспечить проход, проезд к социально-значимым объектам для неопределенного круга лиц не имеется, либо устанавливаемое обременение (проезд, проход) является наиболее коротким (удобным), а также убеждается в том, что сервитут установлен на наименее обременительных условиях и собственник или иной законный владелец земельного участка не будет лишен возможности использовать земельный участок по целевому назначению.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен. Публичный сервитут, установленный на определенный срок согласно ч. 3 ст. 48 Земельного кодекса РФ считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.

Кроме этого, рассматриваемое вещное право можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок по его целевому назначению.

По общему правилу плата за установленный публичный сервитут не взимается, однако в случае если его установление существенно затрудняет использование земельного участка, соответствующая соразмерная плата может быть установлена.

Сведения о публичном сервитуте вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector