Судебное разрешение гражданских споров

Судебное разрешение гражданских споров

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА

<19> Редакция наименования главы 7 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства <*>.
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается <*>.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя <*>.
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации <*>:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации <*>;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации <*>;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации <*>;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации <*>.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет <*>:

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты <*>;

б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле <*>.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) <*>.

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании <*>.
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления <*>.
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом <*>.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации») <20>.

Судебное разрешение гражданских споров

Досудебное урегулирование способов – это процедура примирения, предполагающая разрешение конфликта между сторонами путем предъявления претензии, переговоров, зафиксированных договоренностей без обращения в суд. Досудебный порядок урегулирования споров применяют в налоговых, арбитражных, трудовых, экономических спорах, а также в гражданском процессе.

Виды досудебного разбирательства

Досудебный порядок урегулирования споров бывает обязательным и добровольным. Обязательный порядок – это случаи, в которых стороны в законодательном порядке обязаны перед подачей иска в суд разрешить спор добровольно путем переговоров, выставления претензий и получения ответа на них. При подаче иска в суд результаты переписки крепят к пакету документации. В случае, когда федеральный закон не предусматривает обязательство досудебного урегулирования, оно может прописываться в договоре.

Добровольное урегулирование – это направление претензии по инициативе одной из сторон, которая хочет решить проблему мирным путем без обращения в суд.

Претензионная досудебная работа основана на направлении и составлении претензий с использованием бумаг, которые подтверждают наличие проблемы. Также данный способ урегулирования включает согласительные процедуры в виде проведения переговоров, обжалования решений в вышестоящих инстанциях.

Переговоры проводятся с участием посредника — медиатора. Во время них обсуждают условия примирения, которые устроят обе стороны. Если компромисс достигнут, подписывается соответствующее соглашение.

Медиация (проведение переговоров с участием медиатора) актуальна, если соблюден ряд условий:

  • Оппоненты обращаются к медиатору добровольно
  • Соблюдается конфиденциальность между медиаторами и сторонами.
  • При ведении переговоров и принятии решений обе стороны имеют одинаковые права.
  • Медиатор полностью беспристрастен и не относится к заинтересованным лицам.

Если путем переговоров достигнуть согласия не получится, и стороны это понимают, сразу составляется и направляется претензия. Ответы на нее фиксируют, чтобы в дальнейшем подать исковое заявление.

Преимущества досудебного урегулирования

Досудебное урегулирование споров обладает рядом преимуществ, например:

  • Оперативное решение проблем. Если оппонент признает ошибки и идет навстречу, урегулировать конфликт можно за несколько недель и даже дней. Рассмотрение иска в судебном порядке часто занимает месяцы.
  • Чтобы составить претензию, не обязательно иметь юридические знания.
  • При мирном разрешении конфликтов экономятся издержки на оплату судебной госпошлины, услуги адвокатов.

Конечно, разрешать спорные вопросы лучше с помощью квалифицированного юриста, который поможет грамотно составить претензию и проконсультирует по вопросам ее подачи и дальнейшего обращения в суд или другое ведомство в случае невозможности разрешения ситуации в досудебном порядке.

Способы направления претензии

Процедура мирного урегулирования проходит поэтапно. Сначала сторона, права которой нарушены, направляет письменную претензию контрагенту. При этом указывают сроки, в которые должен быть получен ответ. Затем контрагент рассматривает претензию.

Подача претензии выполняется несколькими способами. Это:

  • Личное вручение адресату. В этом случае бумагу готовят в двух экземплярах. Один экземпляр остается у отправителя, второй — попадает к адресату. На экземпляре отправителя адресат должен поставить отметку о том, что документ получен. В отметке ставят входящий номер, ФИО и должность человека, получившего документ, дату принятия, подпись и печать компании. Если претензию получил ИП, допускается отсутствие печати. Если получатель отказывается принимать претензию, необходимо повторно отправить документ с привлечением свидетелей. При повторном отказе документ оставляют в организации. На нем делают отметку о том, что адресат отказался принять бумагу. Желательно указать ФИО и должность лица и ФИО свидетелей. Также свидетели должны расписаться на документе.
  • Почтовое отправление. Адресату направляют заказное письмо с уведомлением и описью вложения, которую составляют в двух экземплярах. Один вкладывают в письмо, второй остается у отправителя. Отследить доставку письма можно на сайте Почты России. Сведения с сайта в дальнейшем могут использоваться в суде. Сохраните квитанции и чеки, которые получили при отправке документации.
  • Курьерская служба. Для отправки бумаги необходимо знать должность и ФИО получателя.

При направлении претензии также прикладывают копии бумаг, которые подтверждают обоснованность требований. Это могут быть накладные, акты с неустойками, пеней, медицинские справки или банковские выписки. Это зависит от сути предъявления претензии.

Возможно два исхода направления претензии. В первом случае контрагент может выслать отказ. Во втором случае проводится согласование дальнейших действий. Рассмотрим ситуации, при которых на составленный и предъявленный документ приходит отказ. Что делать в этом случае?

Как действовать при отказе на составленную претензию

Если оппонент не хочет выполнять требования и отказывается принять письменное обращение, необходимо приступить к следующему этапу защиты собственных прав. В случае урегулирования торгового спора покупатель вправе обратиться в Роспотребнадзор.

В Роспортребнадзор подается жалоба. Это исполнительный орган власти, который защищает интересы и права потребителя. Деньги на покупку товара ненадлежащего качества здесь не возвращают, так как споры имущественного характера не включены в полномочия государственной службы.

Основание для подачи жалобы – это получение некачественной услуги или покупка некачественного товара. В этих случаях Роспотребнадзор проверяет продавца и выявляет факты нарушения законодательства. В жалобе указывают данные заявителя, наименование адресата, сведения о нарушителе, суть обращения. Ставят дату и подпись, а также прилагают ряд подтверждающей документации. Подается жалоба либо почтовым отправлением, либо через официальный сайт ведомства, либо посредством личного визита в региональный госорган.

Также отреагировать на отказ в получении претензии можно путем обращения в суд. Путем судебного разбирательства можно отстоять собственные права, вернуть деньги за приобретение товара или услуг ненадлежащего качества. Иск направляется по месту постоянной или временной регистрации, либо по месту исполнения или заключения сделки между сторонами. В заявлении истец должен указать следующее:

  • наименование органа суда, в который подается иск;
  • ФИО, контактные данные, адрес ответчика и истца;
  • детали спора, нарушения законодательства, допущенные ответчиком (нужно указать ссылки на соответствующие статьи в нормативных актах);
  • обоснованные требования согласно законодательным нормам.

К заявлению прилагают соответствующие документы, ставят дату и подпись.

Заявитель имеет право обратиться в суд, чтобы защитить собственные интересы, на протяжении 3-х лет с момента нарушения его прав. Рассмотрение иска в районном суде не превышает 2-х месяцев со дня поступления. В мировом суде – 1-го месяца.

Специалисты консалтингового агентства «Редиссон» помогут составить грамотную претензию и, в случае отказа оппонента, оформить и направить жалобу в Роспотребнадзор или исковое заявление в судебные органы. Юристы агентства отлично ориентируются в законодательных нормах и всегда действуют в интересах клиента. Подробнее об услуге можно узнать у менеджеров. Позвоните нам по указанным контактам или оставьте заявку на сайте.

Решение гражданских споров в суде

Цивилизованный способ решения конфликтных ситуаций в современном мире предполагает обращение в судебные органы.

Гражданские споры — это ситуации, подлежащие разрешению судами общей юрисдикции и сфера урегулирования которых, лежит в сфере гражданского права.

Как уже упоминалось, гражданские споры предусматривают наличие столкновения интересов. Судебное рассмотрение помогает избежать перемещения спора в сферу преступного разрешения проблемной ситуации и сохранить достоинство.

Гражданские споры порядок их рассмотрения

Порядок разрешения спорных ситуаций требует обращения в суд с исковым заявлением. Так как рассмотрение гражданских споров осуществляется в порядке искового производства.

Такой порядок предусматривает подготовку и направление в суд иска соответствующего требованиям ГПК РФ.

Тот же порядок предусмотрен и для семейных и некоторых других споров возникающих из соответствующих отраслей права, например, пенсионного.

Таким образом, гражданские споры являются одной из самых обширных категорий споров подлежащих рассмотрению в суде.

Особенности рассмотрения гражданских споров

Рассмотрение гражданских споров судом имеет некоторые особенности. Первой, является заявительный характер.

Именно эта особенность и обусловила возможность подачи искового заявления. Причем рассмотрение будет проводиться именно в рамках доводов изложенных в таком заявлении.

Вторая особенность, это обязанность истца доказать те обстоятельства на которые он ссылается. При этом исключается презумпция виновности ответчика.

Но тем не менее законодательно закреплена обязанность сторон доказать те обстоятельства на которые каждая из них ссылается. Для доказывания должны использоваться только законные способы.

Третьей особенностью можно назвать необходимость оплаты государственной пошлины перед началом разрешения гражданских споров.

Естественно законом также предусмотрен ряд случаев, когда заявитель может быть освобожден от ее уплаты, но эти случаи скорее можно назвать исключениями из общего правила.

Разрешение гражданских споров в суде

Разрешение гражданских споров осуществляется в судебном порядке. В судебное заседание вызываются все заинтересованные лица: стороны по делу, третьи лица.

В случае, когда такие лица не являются в суд, вопрос о необходимости их присутствия решается индивидуально.

Технический прогресс обусловил возможность участия при помощи систем видеоконференц-связи. Но для этого в суде, где происходит рассмотрение, должны иметься соответствующие технические условия.

В суде изучаются все представленные доказательства, и делается вывод об обоснованности предъявляемых требований.

При этом суд принимает незначительное участие в поиске доказательств по делу, так как эти обязанности в гражданском процессе лежат на плечах сторон, а суд может лишь способствовать их истребованию.

Участие в гражданских спорах, несмотря на отмеченный выше цивилизованный порядок, может стать серьезным испытанием для неподготовленного человека.

Может сказаться нервное напряжение еще на этапе подготовки. Часто подготовка иска может стать настоящим испытанием, в связи с возвратами исков для устранения недостатков.

Для того чтобы избежать этого можно воспользоваться формой заказа на странице: Заказать исковое заявление.

Гражданско-правовые споры

Е сли в арбитражном порядке защищаются имущественные права организаций, то для защиты преимущественно прав граждан законом предусматривается другой порядок – гражданско-правовой. Но граждане вступают в правоотношения не только с другими гражданами. В значительной мере наши потребности удовлетворяются в результате деятельности организаций – производителей материальных благ и услуг. Вот почему в суде встречаются не только граждане, выступающие истцами и ответчиками, но и граждане и организации. Но никогда участниками разбирательства в суде общей юрисдикции не бывают две организации. Они свой спор пойдут выяснять в арбитражный суд.

Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов.

Гражданские правовые споры еще более многочисленны, нежели споры арбитражные. И дело не только в том, что организаций по количеству гораздо меньше, чем граждан. Если у организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, круг интересов в основном ограничивается имущественными вопросами, то спектр интересов отдельно взятого гражданина гораздо шире. Ведь каждый из нас выступает в жизни в самых разных ролях: гражданина, члена семьи, собственника своего имущества, работника, покупателя и т.д.

Учитывая это многообразие сторон деятельности граждан, закон дает лишь приблизительный перечень видов споров, которые могут разрешаться в суде в рамках гражданского процесса. И если судья, к которому обратился гражданин за правосудием, не может квалифицировать его дело как вид спора, указанный в законе, он все равно не может отказать человеку в правосудии. Судья обязан принять заявление, если в нем излагается разногласие о праве. Не случайно такой суд называется судом общей юрисдикции.

Рассмотрим наиболее распространенные и часто возникающие в судах виды гражданских правовых споров.

  1. Имущественные споры – самая многочисленная категория споров – делятся на подвиды:

а) споры по поводу нарушения права собственности. Наше право собственности может быть нарушено по-разному: имущество могут незаконно изъять, испортить, уничтожить.

Бывает и такое: на вашу собственность никто не посягает, но возможности пользоваться ею не дают. Для примера достаточно представить себе соседа по даче, который с утра и до позднего вечера слушает на полную громкость музыку, от которой лопаются барабанные перепонки;

б) споры по поводу неисполнения договорных обязательств. Понятно, что с необязательными людьми все предпочитают дела не иметь. Но не выполнить обещание дать почитать книгу – это одно, а сорвать имущественное обязательство (например, взять деньги взаймы и не вернуть) – совсем другое. Могут не исполняться договоры и посерьезнее: можно купить компьютер, а он кажется неисправным, приобрести путевку на курорт в пятизвездочный отель, а на деле оказаться в трехзвездочном, произвести ремонт в квартире, после которого через месяц отвалятся обои, и т.д.;

в) споры, связанные с причинением вреда. Как бы человек ни стремился избегать всякого рода конфликты, никто не может быть застрахован от необходимости обратиться в суд за защитой своих прав. Даже если вас просто испачкали мороженым в автобусе (а в общественный транспорт вход с мороженым запрещено), вы можете через суд взыскать с нарушителя ущерб и заставить его заплатить за химчистку или компенсировать стоимость испорченной вещи, если химчистка не поможет.

Как видим, компетенция судов обширна и носит действительно общий характер. Именно на их плечи ложится основное бремя разрешения споров. В крупных населенных пунктах в судах проводится специализация судей по отдельным видам споров, что играет положительную роль: судебные дела рассматриваются быстро, качественно и профессионально. В районном суде, как правило, работают около десятка судей, из которых лишь два-три судьи специализируются по уголовным делам. Остальные судьи рассматривают гражданские дела, и уже между ними идет специализация (судьи по трудовым делам, судьи по семейным делам и т.д.).

При своевременном обращении к адвокату в Симферополе (Крыму) специализирующемуся на гражданских делах, Вы убережете себя о многих проблем, сможете защитить свое имущество и отстоять личные неимущественные права.

Читайте также  Незаконные действия судебных приставов — как
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector