Виды медицинских экспертиз и медицинского

Виды медицинских экспертиз и медицинского

О соблюдении законности при производстве судмедэкспертизы

Прохоров Дмитрий

Нормативное правовое регулирование медицинской деятельности (точнее, конкретного правоотношения при медицинском вмешательстве) – процесс слишком сложный и, как представляется, недостаточно эффективный. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2022 г. организация и оказание медицинской помощи будут осуществляться на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов. Однако до настоящего времени приняты далеко не все стандарты оказания медпомощи и клинические рекомендации.

По многим заболеваниям или состояниям лечение в настоящее время проводится согласно общепринятым методикам на основании монографий, протоколов, методических рекомендаций.

Сложности у судов возникают при установлении фактов, имеющих юридическое значение, а также причинно-следственной связи, особенно в случаях, когда между причиной возникновения заболевания и развитием осложнений проходят десятилетия.

Как установить, виновно ли медучреждение в некачественном оказании медицинских услуг, если они были осуществлены, например, в 90 гг. ХХ в.? Конечно, путем проведения судебно-медицинской экспертизы, качество которой напрямую зависит от квалификации эксперта (специалиста).

Правовую основу проведения судмедэкспертизы составляют:

  • глава 7 Закона об основах охраны здоровья граждан;
  • Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. № 144н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач – судебно-медицинский эксперт”»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности. ».

Как в прошлом врач полагаю, что одновременно с судебно-медицинской экспертизой должна проводиться экспертиза качества оказания медицинской помощи, с помощью которой могут быть выявлены нарушения при осуществлении медпомощи в соответствии с критериями оценки ее качества, а также стандартов и клинических рекомендаций. Таким образом, экспертиза качества оказания медпомощи поможет установить дефект, а судмедэкспертиза – причинно-следственную связь дефекта с наступившими последствиями.

Экспертиза качества медицинской помощи регламентируется в основном Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также приказом ФФОМС от 28 февраля 2019 г. № 36 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

Экспертиза качества медицинской помощи проводится соответствующим экспертом, включенным в единый реестр экспертов качества медпомощи. Таким экспертом является врач-специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет, а также прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС.

Нередки случаи, когда суды и прокуратура недостаточно четко различают понятия «судебный эксперт», «судебно-медицинский эксперт» и «эксперт качества медицинской помощи».

В своей юридической практике я не раз сталкивался с нарушениями при проведении судебно-медицинских экспертиз, но не ожидал, что со многими случаями, описанными в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ от 14 декабря 2011 г.), придется столкнуться, можно сказать, лично.

Так, в связи с не выявленным медицинской организацией заболеванием (диспластический коксартроз) и причинением тем самым вреда здоровью несовершеннолетнего был заявлен иск о компенсации морального вреда. Экспертиза контроля качества оказания медпомощи, которая была инициирована истцом до направления искового заявления в суд, выявила дефект (отсутствие ведения медучреждением медицинской документации, а также диспансерного учета истца после обнаруженного у него в трехмесячном возрасте заболевания – дисплазии тазобедренного сустава), который суд впоследствии посчитал незначительным нарушением. Возможно, отсутствие записей в медицинских документах привело к тому, что о диагнозе тогда попросту забыли, и только спустя 20 лет, при прохождении военно-врачебной комиссии перед поступлением истца в ведомственный институт, было выявлено осложнение.

Октябрьский районный суд г. Архангельска назначил судмедэкспертизу по делу № 2-1263/2020 в АНО «Центр проведения судебных экспертиз» (г. Москва). Выбор экспертной организации суд осуществил по своему усмотрению.

Выводы, указанные в экспертном заключении, на мой взгляд, не поддаются логике. Так, специалист (врач-невролог, не имеющий сертификата судебно-медицинского эксперта) поставил под сомнение диагноз «диспластический коксартроз», установленный тремя независимыми травматологами-ортопедами. Кроме того, организация, проводившая судмедэкспертизу, не имела лицензии на данный вид деятельности.

В рецензии на экспертизу в суде было указано на названные нарушения.

В ответе на запрос судьи о компетентности специалиста, проводившего экспертизу, генеральный директор АНО «Центр проведения судебных экспертиз» пояснила, что эксперт К. имеет диплом врача по специальности «педиатрия», а также сертификат специалиста по специальности «неврология», что дает ей право заниматься экспертной деятельностью (на основании какого закона, руководитель медучреждения не уточнила). Как ни странно, для суда этого оказалось достаточно.

Отмечу, что при проведении судмедэкспертизы необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в соответствии с п. 46 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности…, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, судебно-медицинская экспертиза входит в перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность.

Во-вторых, в соответствии с профессиональным стандартом врача-судмедэксперта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2008 г. № 144н (п. 3.1 гл. III), особым условием допуска к работе является наличие сертификата специалиста по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».

Не убедившись в возможности указанного учреждения проводить данный вид экспертизы, суд принял доказательство, включив выводы эксперта в решение. На мой взгляд, данный документ просто не должен был быть исследован.

Несмотря на то что проведение судмедэкспертизы достаточным образом урегулировано нормами права, постоянно возникает вопрос о необходимости лицензирования данной деятельности. Верховный Суд РФ регулярно публикует разъяснения по этому поводу (например, недавнее Апелляционное определение от 30 мая 2019 г. № АПЛ19-158).

Непонятной в данном деле представляется также позиция прокуратуры г. Архангельска, проигнорировавшей доводы стороны истца о проведении экспертизы организацией, не имеющей лицензии, и лицом, не имеющим статуса судебно-медицинского эксперта.

Прокуратура также не усмотрела нарушений, допущенных при производстве экспертизы. Напротив, в нарушение требований п. 8 Приказа Генеральной прокуратуры от 10 июля 2017 г. № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» (при выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустившего такие нарушения) она провела собственное расследование, привела в качестве доводов суду другие причины развития коксартроза, таким образом, на мой взгляд, сама выступила в качестве судмедэксперта.

В юридическом сообществе не так давно обсуждался вопрос о наделении Следственного комитета РФ полномочиями по производству судебно-медицинских экспертиз. Многие специалисты выражали опасения, что служебная зависимость эксперта не позволит ему качественно выполнить работу. Логика в таких утверждениях, на мой взгляд, есть.

В настоящий момент в Закон о государственной судебно-экспертной деятельности внесены изменения (в частности, Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 224-ФЗ в ст. 11), позволяющие экспертным подразделениям СКР осуществлять организацию и производство судебной экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 45 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации». До 1 января 2022 г. планируется создать в системе СКР судебно-экспертное учреждение.

Организация и производство судебно-медицинских экспертиз в соответствии со ст. 62 Закона об основах охраны здоровья граждан разрешаются только в медицинских учреждениях. Соответственно, планируя проведение такой экспертизы, необходимо будет учитывать положения указанного Закона, регулирующие деятельность медицинских организаций.

Не так давно широкий общественный резонанс вызвало так называемое «дело пьяного мальчика», когда погибшего в ДТП шестилетнего ребенка эксперты признали нетрезвым. Широкая огласка в СМИ способствовала выявлению серьезных нарушений при проведении экспертизы и привлечению судмедэксперта к уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности, формированию уважительного отношения к закону. К сожалению, в описанном гражданском деле соблюдения данного требования Кодекса пока не наблюдается.

В любом случае вопрос о том, как обеспечить соблюдение законности при проведении судебно-медицинских экспертиз, если суды и прокуратура зачастую «не видят» (или «не хотят видеть») нарушения закона, остается актуальным.

Основные виды и содержание медицинских экспертиз

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской экспертизой понимается проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

  1. экспертиза временной нетрудоспособности;
  2. медико-социальная экспертиза;
  3. военно-врачебная экспертиза;
  4. судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
  5. экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
  6. экспертиза качества медицинской помощи.

Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Однако это положение Закона вступает в силу только с 1 января 2015 года <*>. Исключение — проведение независимой военно-врачебной экспертизы <**>.

<*> См. пункт 5 статьи 101 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
<**> При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

Экспертиза временной нетрудоспособности

Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.

Продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

При оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Военно-врачебная экспертиза

Военно-врачебная экспертиза проводится в целях:

  1. определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);
  2. установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);
  3. решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные образовательные учреждения профессионального образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации.

Требования к состоянию здоровья граждан устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу). Требования к состоянию здоровья граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу или проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, призываемым на военную службу или проходящим военную службу по призыву.

Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации. При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы. При ее проведении гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок их проведения и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией

Экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ.

Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ. Порядок ее проведения, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью. Данная экспертиза проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.

Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией и форма медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Экспертиза качества медицинской помощи (КМП)

Экспертиза КМП проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <*>.

Экспертиза КМП, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

<*> В настоящее время официально утвержденные критерии оценки КМП по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи отсутствуют. В связи с этим законодатель отодвинул вступление в силу части 2 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающейся критериев КМП, до 1 января 2015 года. Таким образом, имеется достаточно времени для разработки научно-обоснованных критериев оценки КМП.

Медицинское освидетельствование

Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Основными видами медицинского освидетельствования являются:

  1. освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
  2. психиатрическое освидетельствование;
  3. освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
  4. освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
  5. иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

8.4. Виды медицинских экспертиз

Экспертиза (происходит от латинского ехреrtus – опытный) – это исследование определенных объектов экспертами для решения вопросов, требующих специальных познаний в науке технике, искусстве, ремесле. Из термина медицинская экспертиза следует, что речь идет о специальных познаниях в области медицины.

В ч. 1 ст. 58 Федерального закона РФ № 323-ФЗ определено, что медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона РФ № 323-ФЗ в Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи.

На основании ч. 3 ст. 58 Федерального закона РФ № 323-ФЗ граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Следует заметить, что ч. 3 ст. 58 Федерального закона РФ № 323-ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 года.

В случае, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза (ч. 4 ст. 58).

Экспертиза временной нетрудоспособности. В ч. 1 ст. 59 Федерального закона РФ № 323-ФЗ отмечено, что экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно (ч. 2 ст. 59).

Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности (ч. 3 ст. 59).

При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу (ч. 4 ст. 59).

Читайте также  На кого оформляется квартира, купленная на

При оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания (ч. 5 ст. 59).

Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 59).

Фонд социального страхования Российской Федерации в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (ч. 7 ст. 59).

Медико-социальная экспертиза. В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона РФ № 323-ФЗ медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (ч. 2 ст. 60).

Военно-врачебная экспертиза. В ч. 1 ст. 61 Федерального закона РФ № 323-ФЗ установлено, что военно-врачебная экспертиза проводится в целях:

1) определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);

2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 61).

В ч. 3 ст. 61 Федерального закона РФ № 323-ФЗ отмечено, что требования к состоянию здоровья граждан, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).

Требования к состоянию здоровья граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу или проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, призываемым на военную службу или проходящим военную службу по призыву (ч. 4 ст. 61).

Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации (ч. 5 ст. 61).

При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 61).

Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы (ч. 7 ст. 61).

При проведении независимой военно-врачебной экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов (ч. 8 ст. 61).

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными (ч. 9 ст. 61).

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы. В ч. 1 ст. 62 Федерального закона РФ № 323-ФЗ изложено, что судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.

Порядок проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 62).

Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией. На основании ч. 1 ст. 63 Федерального закона РФ № 323-ФЗ экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ.

Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ (ч. 2 ст. 63).

Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 63).

Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью (ч. 4 ст. 63).

Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания (ч. 5 ст. 63).

Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией и форма медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 63).

Экспертиза качества медицинской помощи. Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона РФ № 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 64).

Важно заметить, что ч. 2 ст. 64 Федерального закона РФ № 323-ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 3 ст. 64).

Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 64).

Как и где проводится медицинская экспертиза

М едицинская экспертиза проводится с целью определения физического или психоэмоционального состояния гражданина. Она может носить как принудительный, так и добровольный характер. Осуществляется в процессе расследования уголовного дела, подачи искового заявления в суд, установления отцовства. Существует большое количество видов медицинских экспертиз, отличающихся по особенностям проведения, именно о них пойдет речь в нашей статье.

Медицинская экспертиза: понятие и разновидности

медицинская экспертиза

В зависимости от целей проведения, различают следующие виды медицинских экспертиз:

  • медико-социальная;
  • временной потери трудоспособности;
  • профессиональной пригодности;
  • военно-врачебная;
  • судебная медицинская;
  • психиатрическая;
  • качества предоставленной помощи

Предлагаем рассмотреть каждую разновидность более детально.

Экспертиза временной потери трудоспособности

экспертиза потери трудоспособности

Медицинская экспертиза по временной потери трудоспособности осуществляется с целью определения дееспособности человека с учетом требований к работе по занимаемой им должности.

Ключевой целью проведения исследования может стать:

  • перевод работника на другую должность;
  • присвоение работнику статуса инвалида

Временная нетрудоспособность предполагает, что работник не сможет в полной мере исполнять свои трудовые обязанности. По результатам экспертизы его могут отстранить от занимаемой должности, предоставив другую с более подходящими условиями труда. В случае присвоения работнику статуса инвалида, он может быть полностью отстранен от работы. Прежде всего, это касается инвалидов первой группы. Рабочие со второй и третьей группой могут работать, при условии создания на рабочем месте специализированных условий.

В процессе медицинской экспертизы, работник может быть признан частично или полностью нетрудоспособным. Первое подразумевает, что он может приступить к труду на предприятии с легкими условиями, второе – отстранение от работы до полного восстановления дееспособности. При полной потере трудоспособности работнику полагаются денежные выплаты, начисляемые по больничному листу. В случае присвоения инвалидности – пенсия и льготы.

Право на проведение медицинской экспертизы имеет любой медработник:

  • терапевт;
  • сельский фельдшер;
  • стоматолог;
  • комиссия врачей

Проведение экспертизы осуществляется по просьбе работника или инициативе лечащего врача. В случае проявления заболевания или производственной травмы, работник должен незамедлительно обратиться в медицинское учреждение с целью выдачи листка временной нетрудоспособности. Его продление на длительный период может быть осуществлено через комиссию, направление на нее выписывается лечащим врачом.

Исследование проводится в случае:

  • получения серьезной травмы, производственного или непроизводственного характера;
  • необходимости отправки больного на лечение в санаторий;
  • пациенту необходимо провести установку протеза;
  • открытие отпуска по беременности и родам;
  • усыновление ребенка в возрасте до 1,5 лет

В некоторых ситуациях медэкспертиза осуществляется с целью оформления документов по уходу за нетрудоспособным гражданином. Как правило, им является пожилой родственник, который не может осуществлять уход за собой самостоятельно. В связи с этим, гражданин теряет свою трудоспособность вследствие невозможности выхода на работу из-за необходимости присмотра за недееспособным лицом.

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза проводится с целью определения дееспособности человека. По ее результатам возможно присвоение гражданину статуса инвалида. Медико-социальное исследование поможет выявить:

  • способность пациента осуществлять самостоятельный уход за собой;
  • необходимость предоставления больному помощи третьих лиц (родственников, социальных работников);
  • уровень материального обеспечения пациента

Порядок проведения медико-социальной экспертизы прописан в приказе Минтруда РФ № 59н от 29.01.2014 года. В отличие от исследования временной потери трудоспособности, проведение данной разновидности экспертизы разрешено лишь уполномоченным органам в лице специализированного бюро:

  • главного;
  • регионального;
  • федерального;
  • городского;
  • районного

Экспертиза проводится по месту жительства пациента. Направление на нее выдается лечащим врачом после осмотра больного, выявления необходимости присвоения инвалидности или продления листка временной потери трудоспособности. Пациент обязан написать заявление на проведение МСЭ, предоставив в бюро направление, а также копии личных документов.

Судебно-медицинская экспертиза

судебно-медицинская экспертиза

Экспертиза предельно важна для суда. Она является неоспоримым доказательством причинения вреда здоровью человека, неуравновешенного состояния подсудимого и прочих факторов, требующих тщательной оценки с медицинской точки зрения. СМЭ направлена на решение разноплановых споров. Она проводится в рамках уголовного расследования, гражданских дел, связанных с решением споров между физическими лицами, пациентами и медицинскими учреждениями.

Вне зависимости от преследуемых целей, судебно-медицинская экспертиза является независимой. Ее проведение осуществляет квалифицированный эксперт. С результатами экспертизы, стороны могут быть ознакомлены на судебном или досудебном заседании. Решение одной экспертизы может быть полностью опровергнуто проведением другой.

Военно-врачебная экспертиза

Проведение военно-врачебной экспертизы регулируется законодательством РФ в сфере военной службы. Под ней подразумевается комплекс медицинских исследований, направленных на:

  • выявление пригодности совершеннолетнего гражданина к несению военной службы;
  • определение полной пригодности лица к выбранной профориентации;
  • выявление фактической связи между потерей трудоспособности военнослужащего и выполнения им военных обязанностей

Право проведения военно-врачебной экспертизы имеет специально созданная в военной части комиссия. В ее состав входят квалифицированные медицинские работники. Именно они определяют пригодность мужчины к службе в армии, а также выявляют причины ухудшения здоровья в процессе несения военных обязанностей. На основании проведенных медицинских исследований, комиссия подписывает соответствующее решение. Если гражданин не согласен с результатами военной экспертизы, он может обратиться в независимую с целью их опровержения.

Экспертиза качества предоставленной медицинской помощи

В случае возникновения споров в отношении предоставления медицинской помощи, возможно проведение соответствующей экспертизы. Ее результаты позволят определить вину или непричастность медика к ухудшению здоровья пациента (летального исхода).

В рамках экспертизы проводится оценка:

  • правомерности действий медицинского работника;
  • своевременного предоставления медпомощи;
  • халатности медика;
  • степень тяжести, нанесенная здоровью пациента;
  • обстоятельства, приведшие к возникновению спора

Экстренные случаи проведения экспертизы, связанной с неквалифицированным предоставлением медицинской помощи:

  • смерть пациента;
  • необходимость оформления пострадавшему лицу инвалидности;
  • распространение внутри медицинского учреждения инфекции;
  • серьезные осложнения у больного, вследствие неправильного лечения или халатности медиков

Экспертиза профессиональной пригодности

экспертиза профессиональной пригодности

Причинами для проведения медэкспертизы на профпригодность может стать выявление хронических заболеваний, травмирование конечностей, полная или частичная потеря зрения, беременность.

По результатам исследований возможен:

  • перевод работника на легкий труд;
  • предоставление другого рабочего места;
  • временное отстранение от работы до полного восстановления дееспособности;
  • увольнение работника по состоянию здоровья

При временной потере трудоспособности, работнику обязаны выдать больничный лист. На его основании будет произведен расчет полагающихся денежных выплат. В случае полной потери дееспособности, гражданину присваивается определенная группа инвалидности и пенсионные выплаты.

Психиатрическая экспертиза

психиатрическая экспертиза

Психиатрическая экспертиза необходима для выявления психоэмоционального состояния пострадавшей стороны, свидетелей, преступника. К примеру, возможно проведение медицинского освидетельствования водителя, совершившего наезд на пешехода. В таком случае, судье важно знать не был ли виновный в наркотическом опьянении, не совершил ли он противоправное деяние осмыслено, сознает ли степень своей виновности.

Результаты психиатрической экспертизы оформляются соответствующим протоколом. Он прикладывается к материалам уголовного или гражданско-правового дела. Выступает в роли неоспоримого доказательства вины или невиновности. В случае выявления невменяемого психоэмоционального состояния гражданина, не исключено его направление на принудительное лечение в специализированную клинику.

Ходатайство о назначении медицинской экспертизы

Ходатайство о назначении медицинской экспертизы направляется в суд. Его составление лежит на одной из сторон, задействованных в гражданском деле. Как правило, им является истец, т.е. гражданин, подавший судебный иск. Цель ходатайства – проведение независимой экспертизы для выявления ущерба, причиненного здоровью человека.

В ходатайстве в обязательном порядке указываются следующие сведения:

  • наименование суда;
  • данные истца;
  • номер гражданского дела;
  • данные ответчика;
  • предмет прошения (проведение экспертизы);
  • перечень прилагаемых документов;
  • подпись истца и дата составления

Ходатайство составляется в случае выявления фактов нарушения медработником своих должностных обязанностей, халатности, проведения несоответствующего лечения, которое привело к ухудшению здоровья пациента, причин аварии, нарушения работодателем условий труда, результатом которых стала производственная травма и прочее. Составить ходатайство истец может самостоятельно или прибегнув к помощи квалифицированного юриста.

Для принятия решения в вашей конкретной ситуации обратитесь, пожалуйста, к специалисту через форму онлайн-консультанта либо по телефонам:вопрос юристу

Москва и область: +7(499) 577-00-25 доб. 691
Санкт-Петербург: +7(812) 425-66-30 доб. 691
Все регионы РФ: 8(800) 350-84-13 доб. 691
Это быстро, бесплатно и конфиденциально!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector