Внутренний контроль и внутренний аудит

Внутренний контроль и внутренний аудит

Как проводится внутренний аудит на предприятии

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Как организовать проведение внутреннего кадрового аудита и оформить итоги в организации?

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Вопрос: В чем основные отличия функционала службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита?
Посмотреть ответ

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Вопрос: В каком случае целесообразно принятие решения о вынесении функции внутреннего аудита на аутсорсинг?
Посмотреть ответ

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Внутренний контроль и аудит

Система внутреннего контроля и инициативный аудит: инструменты управления рисками для директора и владельцев бизнеса.

Уникальная возможность для заказчиков инициативного аудита в нашей компании — услуга диагностики системы внутреннего

контроля управления, экспертные рекомендации руководителю по минимизации рисков.

Нам важно мнение читателей, интересующихся практической стороной внедрения систем внутреннего аудита и контроля в своем бизнесе. Вопросы по настройке системы внутреннего контроля, трудностях по решению практических задач, задавайте через форму обратной связи.

Оскорд-аудит приглашает юристов, аудиторов, финансистов на тренинг управления влиянием в деловых переговорах! Подробности во вкладке Блог . Необходима предварительная регистрация

Цель предпринимательства- получение прибыли, и этот процесс неразрывно связан с добровольным принятием на себя предпринимательских рисков, что зафиксировано Гражданским кодексом. Поэтому эффективное функционирование любого бизнеса зависит от способности управлять рисками.

В ходе деятельности предприятия подвержены рискам банкротства, рискам потери ликвидности, кредитным, рыночным, валютным, процентным, ценовым рискам, а также правовым, в том числе потери деловой репутации и операционным рискам. Налоговики используют риск-ориентированную модель налогового контроля. Большинство владельцев бизнеса знают о требованиях налоговиков к проявлению должной осмотрительности при выборе контрагента и документах, запрашиваемых у подрядчиков.

Как правило, процесс управления рисками включает в себя анализ рисков, его количественную и качественную оценку, мониторинг (принятие мер по их своевременному выявлению), минимизация риска (разработка стратегий по каждому виду рисков на максимальное снижение отрицательных последствий им причиненных). О том когда нужна оценка и диагностика бизнеса можно прочитать в статье «Когда и зачем нужны оценка и диагностика бизнеса и как их провести»

Существуют различные способы управления рисками, в частности, к ним относятся:

  • избежание рисков (носит строго ограниченный характер);
  • проведение процедур и разработка правил управления рисками;
  • страхование рисков;
  • создание резервов на покрытие возможных потерь.

Каждый способ управления рисками имеет определенные финансовые последствия и зависит от конкретной ситуации.

Наибольший интерес как самый эффективный из приведенных способов представляет собой проведение процедур и разработку правил управления рисками, одной из составляющих которого является разработка системы внутреннего контроля.

Впервые о необходимости построения системы внутреннего контроля корпоративными компаниями было заявлено в так называемом Законе Сарбейнса Оксли (принят Конгресом США 23.01.2002) с целью усиления контроля за финансовой деятельностью компаний, эффективности их работы, а также профилактики и выявлению коррупционных правонарушений в их деятельности.

Система внутреннего контроля представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, включающая организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку соблюдения им же самим установленных правил и процедур, а также требований законодательства.

Внутренний контроль необходим в первую очередь крупным компаниям со сложной организационной структурой, географической раздробленностью и т.д. Система внутреннего контроля позволяет избежать серьезных систематических ошибок в принятии управленческих решений, управлении ресурсами и денежными потоками. Однако, в нынешних условиях нестабильности экономики, такая система становится жизненно необходимой и на предприятиях среднего и малого бизнеса, при этом создавая небольшим предприятиям весомые конкурентные преимущества.

Кроме того, с 01.01.2013 согласно ст.19 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация внутреннего контроля стала обязательной для всех компаний, подпадающих под обязательный аудит.

Возникает законный вопрос: чем внутренний контроль отличается от внешнего аудита, а также от ранее существующих систем внутреннего аудита и контрольно-ревизионной деятельности? Это еще одна формальная нагрузка на бизнес или от него может реальная польза?

Начнем по порядку. Основная задача внешнего аудита – провести независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности на предмет ее достоверности. Внешний аудит осуществляется независимыми специализированными организациями. Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение, которое предоставляется собственнику, а также внешним пользователям в соответствии с законодательством (акционерам, банкам, органам статистики, налоговым органам). В основу внешнего аудита положен формальный балансовый подход, который не учитывает особенности бизнес-процессов в проверяемой организации.

Для управленческого персонала, менеджеров среднего и высшего звена для принятия управленческих решений правильность дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по балансовым счетам является малоэффективной информацией. Именно такую задачу призваны решать система внутреннего контроля, либо система внутреннего аудита, либо контрольно-ревизионная деятельность. С одной стороны, они призваны решать внутренние задачи предприятия, с другой – между ними существуют принципиальные отличия, у каждого из них свои цели и задачи.

Так, внутренний аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия, то есть на перспективу и предназначен для высшего руководства. Он включает в себя анализ и построение бизнес – процессов и дальнейшее эффективное управление ими. Внутренний аудит, как правило, осуществляется службой внутреннего аудита. Основным документом, который готовит эта служба, является карта бизнес-процессов, которая содержит описание каждого процесса, основные задачи, которые он решает, присущие ему риски, а также регламенты взаимодействия с другими бизнес-процессами, ответственность персонала за решение задач, снижения рисков и соблюдение регламентов.

Задачами контрольно-ревизионной деятельности (ревизия) в первую очередь является выявление и предотвращение злоупотреблений и недопущение неэффективного использования ресурсов. Данные задачи актуальны для собственников и высшего исполнительного руководства и направлена на ретроспективу (на уже произошедшие события и их последствия). Такая деятельность всегда осуществляется специальным подразделением, подчиняющимся как правило, руководителю финансовой службы (например, главному бухгалтеру), итоговым документом является акт ревизии финансово — хозяйственной деятельности, который отражает нарушение финансовой дисциплины подразделениями предприятия.

Зависимость контрольно-ревизионного подразделения от внутренней финансовой службы компании снижает эффективность проводимых мероприятий поэтому актуально создание независимой подобной структуры, которая действует в интересах собственников и больше всего необходима для холдинговых компаний, имеющих сложную организационную структуру со множеством обособленных подразделений, но она так же актуальна для небольших организаций у которых имеются в наличии любые материальные ценности.

Внутренний контроль, по определению Минфина, представляет собой непрерывный процесс, способствующий достижению экономическим субъектом цели своей деятельности, то есть для коммерческой организации получение прибыли. А ведь именно для получения прибыли собственники создают предприятия. Таким образом, внутренний контроль с одной стороны, должен обеспечить соблюдение норм законодательства, а с другой стороны, его правильная организация может служить лакмусовой бумажкой определения эффективности работы генерального директора.

При этом целью является не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, и как следствие, в увеличении прибыльности работы, а не в увеличении количества перепроверенных операций.

Таким образом, внутренний контроль, так же как и внутренний аудит, нацелен непосредственно на бизнес-процессы и на оценку их эффективности, и, одновременно, как контрольно-ревизионная деятельность выявляет манипулирование активами и финансовыми показателями.

В то же время, следует отметить, что эффективность внутреннего контроля может быть ограничена в силу следующих обстоятельств:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Система внутреннего контроля включает несколько основных элементов: контрольная среда, процесс оценки рисков, информационная система, контрольные действия, мониторинг средств контроля, которые органически связаны между собой.

Российским законодательством не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля. При его организации можно использовать международные стандарты по управлению рисками (например, BS 31100:2008 британский стандарт «Практические правила риск — менеджмента», JIS Q 2001:2001 японский стандарт «Указания при принятии решений в сфере риск — менеджмента» и другие), однако они малоэффективны, так как не учитывают специфику функционирования российских предприятий

Пишите, решение каких задач при настройке системы внутреннего контроля Вам сложно решить, задавайте вопросы на странице в соцсетях . «Оскорд-аудит» -профессиональные услуги для бизнеса.

Как провести внутренний аудит на предприятии

Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды

Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.

Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).

Задачи внутреннего аудита:

  • отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
  • выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
  • предупреждение возможных рисков.

Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.

Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:

  • организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
  • соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
  • ведения бухучета и составления отчетности.

Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.

Функции и принципы внутреннего аудита

Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:

  • информирование и консультирование работников предприятия;
  • анализ полученных данных;
  • разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.

Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:

  • законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
  • созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.

В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.

Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:

  • Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
  • Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
  • Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
  • Все действия, результаты и выводы документируются.
  • По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.

Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.

Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации

Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Образец приказа о проведении внутреннего аудита вы можете скачать в КонсультантПлюс. Это можно сделать бесплатно, оформив пробный доступ к системе.

Методологические документы должны содержать описание:

  • целей, задач и объектов контроля;
  • функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
  • структуры службы и распределения обязанностей в ней;
  • применяемых процедур;
  • видов оформляемых документов;
  • критериев оценки результативности работы службы.

Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:

    Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.

Образец плана внутреннего аудита организации скачайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Составить заключение по результатам проведения внутреннего аудита вам поможет образец, который можно скачать в КонсультантПлюс, бесплатно, оформив пробный доступ к системе.

Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:

  • предмет и метод проверки;
  • вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
  • результаты ответов на эти вопросы;
  • комментарии проверяющих.

Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.

Образец разработанного порядка хранения документов по внутреннему аудиту смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Примеры вариантов службы внутреннего аудита

Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:

  • от масштаба предприятия;
  • видов выполняемого на нем аудита;
  • требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.

Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.

Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:

  • управляющие предприятием органы;
  • ревизора или ревизионную комиссию;
  • главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
  • внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
  • специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
  • иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.

То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Итоги

Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.

Внутренний контроль и внутренний аудит

ПО ЗАКОНУ

7 МИН

Как провести внутренний аудит

Задача внутреннего аудита — предугадать финансовые риски и повысить эффективность менеджмента. Разбираемся, как проверить работу собственной компании.

Что такое внутренний аудит компании

Внутренний аудит — это форма контроля деятельности организации изнутри. Процедура помогает руководству проверять финансовое состояние бизнеса и достоверность отчётности. Главная цель внутреннего аудита — выявить риски и усовершенствовать процессы после консультации аудитора.

В ходе аудита решаются следующие задачи:

  • определить уровень эффективности работы подразделений;
  • оценить риски и разработать предложения по их умению;
  • проконтролировать соблюдение стандартов и принципов корпоративного управления.
Читайте также  Cрочный трудовой договор это значит, что предприятию

По закону все предприятия должны проводить общий внутренний контроль или, проще говоря, проверку хозяйственной деятельности. Процедуру и итоги проверки компания обязана регламентировать самостоятельно, но строгих требований в законе нет, ответственности за нарушение не предусмотрено.

Ч. 1 ст.19 402-ФЗ
П. 17 ч. 4 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013
П. 2 ч. 1 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Каким бывает внутренний аудит

Существует несколько видов внутреннего аудита. У каждого из них свои функции.

1

Операционный

Это контроль бизнес-процессов компании: эффективности работы подразделений, выполнения бизнес-планов, смет, политики управления и т. д.

1

Финансовый

Проверка системы бухгалтерского учёта и достоверности отчётности. Основная цель — оценить эффективность расходования средств компании и выявить риски.

1

Криминальный

Контроль рисков, связанных с нарушением норм законодательства. В первую очередь инспектируются налоговый учёт и платежи.

1

Аудит соответствия

Позволяет проверить, соблюдаются ли законы, нормы регулирования, отраслевые кодексы, корпоративная политика.

1

Экологический аудит

Его цель — проверить, выполняет ли компания требования по защите окружающей среды. Например, не превышен ли уровень вредных выбросов.

1

Аудит информационных технологий

Контроль безопасности информационных систем организации и эффективности процессов управления в области IT.

С чего начинается внутренний аудит

Согласно информации Минфина, положения о внутреннем контроле являются частью учредительных документов. В них прописывается общая процедура проверки. Детали проведения аудита индивидуальны для каждой организации и зависят от её структуры, масштабов, документооборота.

П. 11 ч. 3 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Проверка должна проходить на основании приказа руководителя, который содержит следующее:

  • даты проведения проверки;
  • кто проводит аудит;
  • условия для проведения внутреннего аудита;
  • способ контроля работы аудитора.

Факторы эффективной проверки

Важное условие — независимость и непредвзятость тех, кто проводит внутренний аудит. Нежелательно, чтобы в процедуре участвовали, например, сотрудники бухгалтерии, поскольку финансовая отчётность — один из главных объектов проверки.

Закон никак не регламентирует, кто именно должен проводить внутренний аудит. При этом Министерство финансов рекомендует несколько вариантов: например, аудитором может быть действующая комиссия из компетентных сотрудников, сам руководитель, если предприятие маленькое, а в больших компаниях — специально созданное для этого подразделение. Допустимо также приглашать внешних консультантов.

Сроки и частота проверки устанавливается руководителем. Проводить аудит можно как угодно часто. Эффективным считается аудит бухгалтерской отчётности и налоговых выплат раз в квартал, средняя продолжительность процедуры — 3–4 недели. Если для проверки нанимается аудиторская компания, сроки прописываются в договоре.

Как проводится внутренний аудит организации

Первый этап — планирование, для проверяющих готовят методологические документы. Они должны описывать:

  • цели и объекты внутреннего аудита предприятия;
  • процедуру контроля;
  • распределение обязанностей и функции внутренних или приглашённых аудиторов;
  • требования к оформляемым документам;
  • критерии оценки результатов контроля.

Перед каждой проверкой составляется чек-лист. Он включает в себя предмет и метод проверки, сроки, контрольные вопросы, план выборочных бесед с работниками, результаты проверки и комментарии проверяющих.

Второй этап — открытие аудита, ответственные рассказывают сотрудникам о ходе предстоящей проверки и отвечают на вопросы. После этого начинается процедура по установленному заранее чек-листу.

Третий этап — подведение итогов и написание аудиторского отчёта. Результат внутренней проверки, как правило, получает владелец бизнеса или генеральный директор.

Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:

  • название и реквизиты проверяемой организации;
  • сведения об аудиторе;
  • описание предмета проверки (например, перечень отчётности с указанием периода, за который она составлена);
  • сведения о работе, которую проделал аудитор;
  • описание найденных нарушений;
  • указание на документ или бизнес-процесс, в котором обнаружено нарушение;
  • ссылки на документ, регламентирующий вопрос;
  • перечисление всех возможных санкций за обнаруженные нарушения;
  • список мер для устранения нарушений.

Согласно Международному стандарту аудита , проверяющий должен сообщить руководству организации о нарушениях и согласовать сроки их устранения.

При этом по итогам финансовой проверки аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны уведомить уполномоченные органы, если заподозрили проверяемую компанию в отмывании денег, а Федеральная налоговая служба имеет право потребовать у аудитора предоставить информацию, которую тот получил в ходе проверки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector