Земельный налог для кфх

Земельный налог для кфх

Земельный налог для организаций в 2021 году

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки, , допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ . Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Вместо этого налоговая будет присылать организациям сообщение с суммой земельного налога, который рассчитала по собственным данным. Его пришлют в течение полугода после того, как налогоплательщик должен был уплатить налог, поэтому с расчетом налоговой можно только сверяться, а считать придется самостоятельно.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Если сообщение от налоговой не пришло до 1 сентября, это может означать, что у нее нет данных о ваших земельных участках. В таком случае организация обязана сообщить инспекции обо всех объектах налогообложения по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ . Она подается до 31 декабря года, в котором должно было поступить сообщение от налоговой. За игнорирование этой обязанности грозит штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

О применении пониженных ставок по земельному налогу на участки для личного подсобного хозяйства

Пониженные налоговые ставки по земельному налогу применяются к земельным участкам, которые используются для удовлетворения личных потребностей, а не в коммерческих целях.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, установлена пониженная налоговая ставка по земельному налогу в размере не выше 0,3 процента кадастровой стоимости.

Сообщается, что в случае использования указанных земельных участков в коммерческой деятельности подлежат применению налоговые ставки, устанавливаемые для прочих земельных участков в пределах до 1,5 процентов кадастровой стоимости (данный вывод подтверждается судебной практикой). Кроме того, соответствующие уточнения в статью 394 НК РФ внесены Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ, которые вступят в силу с 1 января 2020 года.

До вступления в силу указанных изменений, при решении вопроса о размере налоговой ставки, ФНС России рекомендует налоговым органам руководствоваться складывающейся судебной практикой.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 июня 2019 г. N БС-4-21/11156@

О НАЛОГОВЫХ СТАВКАХ

ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,

ПРИОБРЕТЕННЫХ (ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ) ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО

ХОЗЯЙСТВА, САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральная налоговая служба направляет для руководства в работе письмоМинфина России от 06.06.2019 N 03-05-04-02/41500 по вопросу о применении налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества и используемых в предпринимательской деятельности.

Указанные разъяснения необходимо применять налоговым органам при администрировании земельного налога, в том числе при проведении камеральных налоговых проверок и формировании налоговых уведомлений.

В связи с указанными разъяснениями запрос УФНС России по Новгородской области от 15.05.2019 N 13-14/05394@ о положениях статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации снимается с контроля исполнения.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 июня 2019 г. N 03-05-04-02/41500

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества и используемых в предпринимательской деятельности, и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Так, согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, установлена пониженная предельная налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,3 процента кадастровой стоимости.

При этом для применения пониженной налоговой ставки по земельному налогу необходимо учитывать не только категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, но и целевой характер использования таких земель (определениеВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2014 N ВАС-1310/14).

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Как следует из положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (применительно к правоотношениям, действовавшим до 2019 года), Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (применительно к правоотношениям, действующим с 2019 года), ведение садоводства и огородничества осуществляется некоммерческими организациями и гражданами, непосредственно использующими земельные участки для ведения садоводства и огородничества.

Таким образом, пониженные налоговые ставки по земельному налогу, установленные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, применяются некоммерческими организациями и физическими лицами, непосредственно использующими земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а не в целях извлечения прибыли (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101).

Следовательно, в случае использования указанных выше земельных участков в коммерческой деятельности (включая перепродажу) подлежат применению налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) для прочих земельных участков в пределах до 1,5 процентов кадастровой стоимости. Данный вывод подтверждается складывающейся судебной практикой (в частности, решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2013 N ВАС-17640/12, определениеВерховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425).

Соответствующие изменения внесены в статью 394 Налогового кодекса Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступят в силу с 1 января 2020 года.

До вступления в силу указанных изменений в Налоговый кодекс при рассмотрении вопроса о применении налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества и используемых в предпринимательской деятельности, полагаем возможным руководствоваться складывающейся судебной практикой.

Налоговый и бухучет КФХ в 2021 году

КФХ могут работать на УСН, ОСНО и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Статус крестьянского хозяйства также присваивается предприятиям, которые занимаются производством, переработкой и реализацией продуктов животноводческой и/или сельскохозяйственной отрасли.

Нюансы первичной документации

Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.

Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.

Без соответствующих компетенций и опыта ведения отчетности ошибки в бухучете неизбежны. Они приводят к проблемам с органами надзора, сказываются на репутации фермерской компании.

Основы учета

Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.

Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.

Налогообложение

При определении режима налогообложения в учет берут специфику сельскохозяйственной деятельности, прогнозируемую доходность бизнеса, оборот и прочие факторы. В большинстве случаев фермеры подключают УСН или ЕСХН. К общей системе налогообложения (ОСНО) прибегают при утере права на упрощенку или специфический режим для отрасли.

При регистрации деятельности ОСНО выбирается автоматически – это базовый режим в РФ. Для перевода на УСН или ЕСХН фермер подает заявление по установленной форме в налоговую в течение 1 месяца.

Специальные режимы доступны всем КФХ, которые соответствуют заданным параметрам. Например, УСН предусматривает ограничения по обороту, размеру ОС, численности штата. Единый сельхозналог устанавливает определенный долевой размер с/х продукции.

Доходы и расходы при ЕСХН и УСН высчитываются кассовым способом. На ОСНО можно применять метод начисления. На упрощенке уплачивается НДС, который заменяет налог на прибыль, при ЕСХН хозяйство вносит сельхозналог. Компании на ОСНО уплачивают налог на прибыль и делают ряд других взносов.

При УСН налог может рассчитываться двумя способами: учет доходов (6%) или разница между доходами и расходами (15%). Единый сельхозналог и ОСНО рассчитываются по методике «доходы минус расходы».

В большинстве случаев с/х компании подключают ЕСХН, если есть такая возможность. Эта система дает ряд преференций при уплате налогов и других сборов. Ещё один плюс режима – упрощенная система работы с отчетностью по сравнению с ОСНО.

Отличия ЕСХН

Налог применяется хозяйствами, у которых доля от продаж с/х продукции составляет 70% и более. Иными словами, сельскохозяйственная деятельность является главной. Если фермеры работали на общей или упрощенной системе, то на единый с/х налог они могут перейти только со следующего года. При регистрации нового бизнеса желательно сразу выбрать упрощенку или ЕСХН. Для этого подается заявление на смену системы налогообложения.

Декларация при ЕСХН подается ежегодно в марте. В документе указывают данные по тратам и прибыли с учетом имеющихся у предприятия лимитов. Ставка по налогу – 6%. Выплаты осуществляются в два подхода: аванс, который вносится до 25 июля этого года, и фактический налог. Его нужно уплатить до 1 апреля года, следующего за отчетным. Просрочка платежа штрафуется, начисляется пеня. Также предусматриваются санкции за неуплату сборов, несвоевременную подачу декларации. В этих случаях штраф достигает 20% от общей суммы налога.

Специфика бухучета

Если фермерская компания работает на УСН или ЕСХН, то вносить в отчетность сводную информацию по имуществу не нужно. При общей системе бухгалтер формирует подобную ведомость для сдачи в ИФНС.

Для учета имущественных активов используют специальные бухгалтерские формы. В этих документах фиксируют информацию по материальным и нематериальным активам компании. В книги учета вносят данные о поголовье рабочего скота, животных на откорме, продукции.

Нематериальные активы (НМА) также учитываются. Стоимость НМА рассчитывается по той же методике, что и ОС. К таким активам относят инновационные разработки для сферы, селекционные патенты на виды сортов растений, авторские права, разрешения на эксплуатацию природных ресурсов. Нематериальные активы являются амортизационными расходами, период их действия зависит от срока ожидания дохода.

Бухгалтер также составляет кадровую отчетность по нанятым в штат специалистам. Сотрудников принимают на работу по Трудовому кодексу РФ. Для расчета зарплат, премий задействуют первичные бумаги – табель выработки, путевые листы, наряды на выполнение работ, реестры.

Читайте также  Налог на лошадиные силы рассчитать

ИП и юрлица могут нанимать работников. В бухучет при этом вводится первичка по сотрудникам и их трудовой деятельности:

  • табели для фиксации рабочих смен, времени;
  • наряды на производство работ сдельного типа;
  • путевые листы на транспорт;
  • учетные ведомости и реестры;
  • документация для начисления и выдачи з/п.

Денежные средства, выплачиваемые сотрудникам, облагаются налогом. Фермерская компания имеет право удерживать взносы для оплаты в казну РФ.

Страховые выплаты

С зарплат уплачиваются страховые отчисления в пенсионный и внебюджетные фонды. Процент отчислений определяется по выбранному режиму уплаты сборов. Отчетность подается в ИФНС. Отчисления по случаям травматизма, профессиональным заболеваниям направляются в ФСС в виде сокращенного отчета.

Рассмотрим типы отчетности и место предоставления:

  • итоговый отчет подается в ФСС;
  • данные по отчислениям за травматизм и профессиональные недуги предоставляются в ФСС;
  • расчет РСВ-1 подается в ПФР;
  • отчет типа СЗВ-М предоставляется в пенсионный фонд каждый месяц.

Сегодня все отчеты принимаются налоговой службой поквартально.

Инвентаризация

Бухучет в сельскохозяйственных компаниях затрудняется постоянной циркуляцией активов, перерасчетом себестоимости продукции, естественной убылью имущества. Чтобы получить актуальные сведения о состоянии активов, проводят инвентаризацию. Список проверяемого имущества, частота проверок определяются фермером с учетом характера деятельности.

Обычно проверяют состояние:

  • имущественных активов в составе основных/оборотных средств;
  • скота в основном стаде и молодняке;
  • зерновых культур, семян для посева;
  • отчетности по сделкам с контрагентами;
  • других активов компании.

Инвентаризацию проводит специальная комиссия, которая утверждается руководством организации. Данные, полученные в процессе проверки, отмечаются в инвентаризационной описи.

Частые вопросы

  1. Какой статус будет у фермера после госрегистрации?

Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.

  1. Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?

Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.

  1. Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?

Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.

  1. Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?

Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в данную отрасль нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.

Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.

Как организации применяют ЕСХН, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Какие налоги заменяет ЕСХН

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).

До 2019 года ЕСХН-спецрежимники были освобождены от уплаты НДС налога. Но с января 2019 года ситуация изменилась. Теперь они обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость. Но при соблюдении ряда условий они вправе получить освобождение от уплаты налога.

Какие условия должны соблюдаться для освобождения от НДС и в каких случаях плательщик ЕСХН платит НДС и подает декларацию, детально разъснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Переход на ЕСХН

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3-41@.

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Налоговая отчетность

Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.

Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.

О порядке сдачи отчетности при УСН читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН».

Расчет единого налога на примере

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

где: Ст — ставка налога;

Б — налоговая база.

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

Пример

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2021 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исходные данные за 2021 год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 2021 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 2021 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 2020 год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2020 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 2021 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2021 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 000 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2022 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2021 год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Понятие расходов и их группировки согласно нормам ст.252 НК РФ».

Уплата единого налога

Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):

  • до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
  • до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.

Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.

В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.

Как учитывать штрафы за несвоевременную или неполную уплату налогов (взносов) и штрафы в связи с нарушениями при сдаче отчетности, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector